Примерное время чтения: 7 минут
429

Давая клятву Гиппократа. Как строится система подготовки будущих врачей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и факты - Петербург 06/09/2023

Подготовка кадров в области медицины – дело серьёзное и ответственное. Будущего врача важно научить не только лечить пациента, но и выстраивать коммуникацию с ним.

О подготовке специалистов и системе наставничества после вуза рассказал начальник учебного управления ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Захар Лопатин.

Досье. Захар Лопатин
К. м. н., начальник учебного управления, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии им. С. М. Рысса ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России. Окончил факультет «Лечебное дело» в 2014 году, завершил обучение в ординатуре по специальности «Нефрология» в 2016 году, врач-нефролог.

Можно ли воспитать медика?

Елена Банокина, SPB.AIF.RU: Захар Вадимович, по каким критериям сегодня отбирают ребят в медицинские вузы?

Захар Лопатин: Поступление ничем не отличается от других университетов – выбираем на основании баллов ЕГЭ. Единственные, кто сдают вступительные испытания, – это выпускники по программам среднего профессионального образования.

– Знаю, что в некоторых странах есть собеседования перед приёмом в медицинский вуз. Стоило бы ввести такую практику и у нас?

– Безусловно. Важно оценивать не только уровень теоретических знаний, но и психологической готовности. Осознаёт ли абитуриент свой выбор? Готов ли он в дальнейшем работать по специальности или просто займёт место другого студента?

Причём, на мой взгляд, стоило бы ввести психологическое тестирование на двух уровнях образования – для тех, кто поступает на основную программу (это обучение 5–6 лет), и кто идёт в ординатуру, где диапазон психологической зрелости должен быть особенно широким. Ведь есть специальности, требующие высокого уровня энтузиазма, высокой коммуникативной компетенции, чтобы общаться с конфликтными родными или сообщать тяжёлые новости (например, в области онкологии). Но пока такие тестирования не проводятся, а вузы не могут самостоятельно устанавливать дополнительные требования к абитуриентам.

– Сегодня нередко студенты учатся только ради диплома. Сколько из ваших воспитанников остались в профессии?

– В нашем университете есть центр карьеры, мы отслеживаем ситуацию по трудоустройству, чтобы понимать, насколько востребованы наши выпускники. Могу сказать, что в 2019 году мы вошли в рейтинг лучших вузов России по трудоустройству. В этом году процент оставшихся в профессии снизился по сравнению с предыдущим, но всё равно составил 92,5%. Из «отсеявшихся» 4,8% – это те, кто ушёл в отпуск по уходу за ребёнком. А вот 2,7% действительно не увидели себя в медицине или ушли в смежные профессии.

– На ваш взгляд, какими качествами должен обладать настоящий врач?

– Мои педагоги на первое место всегда ставили способность учиться и искать информацию. И я с этим согласен. Большой уровень теоретических знаний не всегда отражает успешность специалиста – доктор может прекрасно разбираться в теории, но не уметь применять эти знания на практике, ориентироваться в них. Второе не менее важное качество – врач должен быть пациентоориентированным.

Вначале – тренировки на манекенах.
Вначале – тренировки на манекенах. Фото: пресс-служба СЗГМУ им.Мечникова

Не врач, а партнёр

– Среди пациентов есть понятие «хороший» и «плохой» доктор. Хороший – который не только вылечит, но и в целом будет внимателен: выслушает жалобы, задаст дополнительные вопросы, успокоит. Во время учёбы уже можно понять, есть ли такая эмпатия у студента?

– Наши образовательные программы проектируются с таким расчётом, чтобы студенты выходили из вуза с полным набором компетенций. И это не только практические навыки и знания, но и Soft skills: умение искать информацию, способность генерировать новые идеи и общаться с пациентом, как с партнёром. Если студент недотягивает до этого уровня, то он не сможет сдать сессию и будет отчислен.

«Выслушает, успокоит» – это про коммуникативные навыки врача, которые не менее важны, чем теоретические знания. Согласно опросу, который мы недавно проводили, 84,8% студентов и выпускников считают, что подготовка докторов должна содержать отдельную дисциплину, формирующую коммуникативные навыки. Ребята понимают необходимость обучаться именно в этом направлении.

– Но подобная дисциплина есть?

– Да, она появилась три года назад, и я был одним из идеологов её внедрения. В следующем году у нас будет первый выпуск врачей, которые прослушали данный курс, сдали по нему зачёт. Также есть блок коммуникативных навыков в рамках профильной дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней». Здесь студенты учатся обследовать пациента и различать патологические состояния.

– Почему только сейчас ввели такую дисциплину?

– Раньше были немного другой менталитет и другое отношение к сфере здравоохранения. Но мы понимаем, что врач не только должен лечить пациента, но и проявлять эмпатию, внимание, заручиться поддержкой подопечного. Тем более при определённых заболеваниях общение с пациентом нужно выстраивать по-особенному. Больной может быть растерян, напуган, раздражён, переживать боли, с которыми не может справиться. Доктор должен поддержать его, а не вступать в конфликт. Конечно, этому нужно учиться. Более того, врач обязан уметь общаться и с персоналом, другими докторами, чтобы дойти до главной цели – вылечить пациента. Тут без грамотной коммуникации не обойтись.

Важен наставник

– Первый год работы всегда очень сложный. Как строится взаимодействие с врачом, который только пришёл работать после университета в клинику?

– Считается, что университет должен подготовить студента настолько, чтобы он пришёл на рабочее место и сразу начал выполнять свои профессиональные обязанности. Но в результате опроса 74% выпускников заявили, что им этой студенческой практики не хватило. 27% опрошенных хотели бы больше практиковаться в стационаре, а 8% – в поликлинике. Мы, конечно, стараемся давать им больше практики, причём если студент целевой, то направляем его сразу практиковаться на будущее рабочее место.

Мы выпускаем новое поколение врачей, которые знают, как общаться с пациентами, что такое коллегиальные решения. Но этого мало, поэтому, безусловно, молодому врачу очень важно иметь наставника, к которому можно обратиться с вопросом о дальнейшем лечении пациента.

Сегодня система тьюторства только развивается. В начале февраля Совет Федерации поручил сформировать действенный механизм привлечения работодателей в процесс наставничества, вплоть до включения в Трудовой кодекс статьи, которая определяла бы меры поощрения тьюторов. В марте министр просвещения сказал, что будет создаваться Всероссийская ассоциация наставников. В начале августа были выпущены методические рекомендации по развитию наставничества на рабочем месте.

– Я, как пациент, сталкивалась с тем, что в одних клиниках молодые специалисты шли консультироваться с более опытными врачами, а в других – просто разводили руками и писали банальные рекомендации. То есть система наставничества уже работает, но не повсеместно?

– Да, часть клиник самостоятельно внедрила взаимодействие «молодой специалист – опытный врач». Это правильный путь, благоприятный и для пациента, и для начинающего специалиста. Если мы хотим растить поколение профессиональных врачей, надо обязательно идти этим путём. Пока же выпущенные рекомендации по наставничеству – это не обязанность, а именно рекомендации.

– В какой момент человек, изучающий медицину, становится врачом?

– Это сложный вопрос. Юридически – когда получает диплом и проходит аккредитацию, которая и даёт ему право на работу. Фактически – это происходит ещё в студенческие времена, когда он самостоятельно принимает решение в отношении пациента и предлагает его преподавателю. Но если говорить о том, когда врач становится профессионалом, Врачом с большой буквы… Я не знаю, какой доктор может себя считать полностью сформировавшимся и знающим всё. Это длинный и сложный путь.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах