Город на Неве вновь оказался в центре скандала, связанного со школьным образованием.
Научный сотрудник Российского института истории искусств Ольга Федорченко опубликовала в «Живом журнале» пост, в котором рассказала о странном домашнем задании, которое дали ее дочери, ученице 4 класса. В школе, где учится девочка, детей попросили подготовить «письмо на фронт» отцу. По словам матери, закончилось это тем, что дочь в слезах писала о том, как она ненавидит врагов и просит отца вернуться домой.
«Совсем недавно ты был дома. Помню, как мы с тобой играли, гуляли. А сейчас ты на фронте. Мы очень за тебя волнуемся и переживаем. Больше всего я хочу, чтобы ты вернулся целым и невредимым. Мы с мамой молим Бога о том, чтобы ты вернулся. Папа, зачем тебе эта война?! Вернись лучше к нам! Дома у нас все хорошо! Зачем тебе это нужно?!», - приводит Ольга письмо зареванной дочери, которая не смогла принять воображаемые обстоятельства.
При этом сама женщина недоумевает, зачем в школе детям дают такие задания.
«Это что, мы готовимся к войне?! Делаем заготовки писем родным?! Где-то в уголке моего разума память услужливо подсказывала книгу, которая сопровождала меня в детстве «Говорят погибшие герои» и душераздирающее письмо Кати Сусаниной, угнанной в Германию, описывающей ужасы и буднично завершающей письмо: «Дорогой папочка, я иду вешаться, прости меня». ..! Вы хотите таких писем от нынешних 10-летних детей?! Это дно, хотя, как я понимаю, далеко не последнее», - комментирует она.
«Мурашки по коже»
Пост Ольги Федорченко в Интернете не остался незамеченным. Многие читатели, узнавшие о таком задании, были искренне возмущены и удивлены, зачем давать такие литературные упражнения детям. Некоторые из родителей не только посчитали такую «домашку» циничной, но и увидели в этом попытку пропаганды милитаристских настроений среди школьников (орфография и пунктуация авторов сохранены - прим.).
«Песню Евтушенко «Хотят ли русские войны» уже много лет не слышно. Теперь актуально и взрослых, и детей готовить ежедневно и всюду к войне» - пишет danko1 .
«У меня мурашки по коже от такой темы, даже допускать эту мысль в голову детей это – преступление» - комментирует блогер delovchye333.
«Я не просто шокирован - я в ужасе! Таких чудовищных тем не было даже в советское время, насквозь политизированное - от вступления в октябрята и пожизненно.
Спекулировать на этом не просто верх пошлости и подлости - это преступление против ребёнка! Я, видавший за свои полвека с хвостиком много разного, и войну в том числе - я чуть было не разрыдался, представив себе состояние ребёнка! - заметил khramov . Он предложил матери не спускать дело на самотек.
«Ольга, с этой ситуацией надо идти куда угодно - в отделы и министерства образования, в прокуратуру, в суд. Существо, допускающие такие «задания» должно быть не просто уволено - должно быть лишено права контактировать с детьми раз и навсегда!» - уверен он.
«В первом классе много лет назад нас повели смотреть фильм «Девочка ищет отца». Через какое-то время мы с криком побежали спасаться от того, что происходило на экране. Фильм не остановили, учительницы ловили нас и опять усаживали на места», - вспоминает zamirisovest.
«Я так понимаю что сие действие происходит в славном городе-герое Санкт-Петербурге там как раз готовят зимний парад к 75-летию освобождения от блокады Ленинграда. Посему предлагаю, помимо всех сотрудников Смольного, Заксобрания и всех руководителей районов в Петербурге, вывести несколько раз на репетицию зимнего парада (естественно, добровольно-принудительно, в нерабочее время) еще и тех чиновников от образования, которые придумали написать «Письмо отцу на фронт» - выступил с предложением post_v.
Другие пользователи развили тему, предложив несколько альтернативных заданий с письмами.
«Лучше отцу на зону письмо написать. Или в больницу закрытую на карантин. Или комсомольцам 2068 года, в капсулу запечатать и в землю зарыть», - заметил oleg_kievlyanin.
«Предлагайте варианты! Предлагаю: «Написать письмо отцу в Гулаг», «Написать письмо отцу в штрафбат», «Написать письмо отцу в заградотряд», У российских детей всегда большой выбор, куда писать отцу», - иронизирует olexa30.
Прокомментировал скандал и главный редактор радиостанции «Говорит Москва» Сергей Доренко. В своем Telegram-канале Расстрига он написал, что российских школьников «готовят к войне».
«Россия, XXI век. На ссылке в этом посте вы видите, что родители советуются друг с другом по поводу изысканного задания школы – написать письмо папе, который ушел на фронт. Русским детям в школах дают задание написать письмо своему папе на фронт. Детей готовят к войне», – написал Доренко.
Депутат Госдумы Виталий Милонов выступил с предложением писать другие письма. Например, в которых дети представляют себя дипломатами, которые учатся регулировать все конфликты мирно.
«Когда родители уходят на войну, для ребенка это всегда стресс. Мы хотим сделать так, чтобы отцы не ходили на войну, а дети не писали им письма. Я часто бываю в Горловке и вижу, что эта война не такая красивая и романтичная, как ее многие описывают. Лучше пусть наши дети представляют себя министрами иностранных дел и учатся писать письма в МИДы Британии и Германии, письма о переговорах и регулировании всех конфликтных мировых процессов», – сказал политик.
«Перспектива» для детей
Задание, вызвавшее такие споры в обществе, было опубликовано в тетради к учебнику «Литературное чтение. 4 класс». Его авторы Л. Климанова, Л. Виноградская, М. Бойкина.
В Минпросвещения отметили, что учебник давно используется в школах разных регионов, но при этом подчеркнули, что выбор конкретного учебного пособия и конкретной образовательной программы относится к компетенции школ и педагогов.
В ведомстве подчеркнули, что учебное пособие внесено в федеральный перечень и прошло все необходимые для этого экспертизы, в том числе в Российской академии образования и Российской академии наук.
В Комитете по образованию Петербурга также прокомментировали историю. Там отметили, что учебник входит в учебно-методический комплекс «Перспектива», и что около 12% школ в городе работает с этим учебно-методическим комплексом.
«В соответствии с законом «Об образовании» в Российской Федерации образовательные учреждения свободны в выборе учебно-методического обеспечения – предоставляется несколько рекомендованных вариантов учебно-методического комплекса. При этом каждый педагог вправе самостоятельно решать, какие задания из учебника давать детям», – сообщили в пресс-службе, подчеркнув, что перед тем как дать задание писать письмо в классах дети читали стихотворение Елены Благининой «Письмо папе на фронт», в котором шла речь о Великой Отечественной войне.
«Исходя из контекста, ученику предлагается представить, что его отец – солдат Великой Отечественной войны, находится на фронте, и он хочет написать отцу письмо. Выполнение этого задания предваряется кратким рассказом педагога о событиях эпохи, введением детей в тему. Учитель предлагает детям подумать о том, что чувствовали их сверстники в годы войны», - пояснили представители Комитета. При этом они обратили внимание на то, что методическая служба петербургской Академии постдипломного педагогического образования рекомендует педагогам предлагать и альтернативные задания, предоставляя детям возможность выбора. При этом они отметили, что детей могут также тронуть рассказы о блокаде Ленинграда и других трагических событиях в истории нашей страны.
«Но дети должны знать историю России, включая ее героические и трагические страницы. Эти темы изучаются в школе для всестороннего интеллектуального и нравственного развития детей», - подчеркнули в Комитете по образованию.