Ученики сразу нескольких районов Петербурга столкнулись с проблемой: вместо привычных и полезных продуктов в школьных столовых им теперь выдают бутерброды и сосиски в тесте. В чём причина кардинальных перемен в меню?
- Сын приходит из школы голодный, - рассказала «АиФ» Галина К., мать одного из учеников 249-й школы. - Раньше кормили нормальными котлетами, а теперь в них мяса практически нет, одна морковка! Есть в столовой сын категорически отказывается. А ведь учится среднее звено минимум до 15 часов. Получается, что всё это время дети мучаются.
Цена - не главное
Завуч одной из школ Московского района Валерия Николаевна (имя изменено по просьбе собеседницы) сообщила: буквально за три дня до начала нового учебного года в ряде школ города поменялись поставщики продуктов. Эту информацию нам подтвердили и в Управлении социального питания Петербурга.
Руководитель ведомства Наталья Петрова пояснила, что сложности возникли из-за постановления № 873 к закону о социальном питании, которое правительство Петербурга утвердило ещё 10 лет назад. Неизвестно, как депутаты могли принять документ, который, как теперь выясняется, изначально нарушал федеральный закон о конкуренции.
Но факт остаётся фактом - в 2008 году закупку школьного питания из госзаказа исключили, регламент позволял проводить её без торгов. Представители нескольких школ и районных администраций считают это правильным, потому что они получили возможность заключать договоры с проверенными и имеющими хорошую репутацию фирмами и комбинатами питания.
- Мы, прежде всего, руководствовались не стоимостью, а качеством продуктов, - отмечает Валерия Николаевна. - Договоры были заключены на 10 лет.
Закон важнее качества?
Однако ситуация категорически не устраивала экспертов управления Федеральной антимонопольной службы. Районные администрации постоянно получали предписания о том, что постановление правительства Петербурга и закон о защите конкуренции полностью противоречат друг другу.
В 2017 году УФАС собрала представителей районов, отвечающих за закупки. Антимонопольщики потребовали от чиновников соблюдать федеральные законы и перезаключить контракты на конкурсной основе. Представители муниципальных образований оказались в тупике: закон соблюдать надо, но причин для расторжения договоров не было. Путём долгих переговоров пришли к компромиссу - провести конкурс ближе к окончанию срока действия документов. Он истекал как раз в 2018 году.
Замруководителя УФАС России по Петербургу Вячеслав Тукаев так комментирует ситуацию: «Мы установили, что более чем в пятидесяти аукционах, проведённых в 2015-2017 годах и касающихся организации школьного и дошкольного питания, присутствовали признаки картельного сговора. За два года «Фирма Флоридан», «Воскресенье» и «КСП Василеостровского района» получили несколько контрактов на сумму порядка 65 млн рублей. Целью всех трёх предприятий, которые к тому же оказались зарегистрированными по одному адресу, стало установление максимально высокой цены контракта. Это квалифицируется как нарушение 11-й статьи закона о защите конкуренции. Сейчас рассматривается вопрос о наложении штрафов на все эти организации».
В итоге сегодня в пяти районах Петербурга большую часть контрактов получили частные предприятия. Среди них и те, кто не имеет никакого опыта в организации питания детей и лишь занимаются поставкой продуктов.