1 сентября начинается учебный год и в системе дополнительного образования Петербурга. Её флагман – Городской дворец творчества юных (Аничков дворец), где занимаются более 15 тысяч детей. Одним из самых популярных является историко-краеведческий клуб «Петрополь», которому в октябре текущего года исполняется 50 лет.
Здесь трудятся замечательные педагоги, мастера своего дела. В их числе – Елена Стальмак, работающая с юными экскурсоводами. В 2022-м на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства системы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» она стала абсолютным победителем. Также наставник из Петербурга завоевала приз в специальной номинации «Признание профессионального сообщества».
Чему учат в клубе? Как в ребёнке увидеть личность? Почему так важно знать историю города и своей семьи? Об этом педагог рассказала spb.aif.ru.
Результат – и поскорее?
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Елена Павловна, как вы пришли в «Петрополь»?
Елена Стальмак: Я сама выпускница этого клуба. Пришла туда в начале 1990-х, когда он ещё назывался «Ленинградец» («Петрополь» с 1992 года. – Прим. ред.). Затем окончила Педагогический университет им. А. И. Герцена, и меня пригласили в Аничков дворец. Работаю здесь уже 22 года и считаю это большой удачей в жизни. Сегодня в «Петрополе» занимаются около 200 школьников 3–11-х классов. Все группы бюджетные.
– Дополнительное образование – особый вид обучения. Посещение занятий после уроков для ребёнка необязательно. Что в таком случае привлекает тысячи детей, которые по вечерам заполняют кружки и секции?
– Прежде всего ребята ищут атмосферу, где им было бы комфортно. Не секрет, что современные подростки в основном сидят за компьютером, в интернете. В то же время им хочется дружить, находиться в коллективе, где бы их приняли и услышали, разделили интересы. Чаще всего такое понимание, друзей и наставников они находят в дополнительном образовании.
Это пространство для творчества ребёнка и одновременно территория свободы, где 8–14-летние сами могут сделать выбор. Иногда педагоги обижаются, что дети сначала занимались у них, а потом ушли в другое место. Не надо, они ищут свой путь, и к этому следует относиться с пониманием. Также нередко ребята увлекаются тем, чего нет в школе. Например, хотят стать экскурсоводами. Начинают искать, где можно получить знания, и часто приходят к нам.
– Сегодня многие родители стремятся, чтобы их дети были лучше всех. Причём результат требуют как можно быстрее. Как вы относитесь к таким амбициям?
– На конкурсе «Сердце отдаю детям» во время публичной дискуссии мне задали вопрос: «Что важнее – процесс или результат?». Очень многие хотят результат, и это понятно. Ребёнок тоже не будет заниматься, если не видит успехов или продвижения вперёд. Вот он написал первую экскурсию, защитил её «на маршруте», и у него уже есть авторский проект. Это мотивирует, заставляет довести задуманное до логического завершения.
Одновременно надо иметь в виду, что случайно мальчик или девочка ничего не добьются. Много значит так называемый общий уровень, который приобретается иногда на протяжении всей жизни. Чтобы его получить, нужна прицельная работа родителей и педагогов разных направлений. И если у юного экскурсовода этой базы нет, наивно полагать, что он выиграет конкурсы и завоюет награды. Плюс современному школьнику необходимо овладеть и так называемыми гибкими компетенциями. То есть помимо краеведения он должен развивать речь, культуру общения, навыки работы в команде, научиться планировать время. Всё это и формирует пласт знаний, который затем станет опорой в жизни.
Муралы Петербурга
– Что же нужно, чтобы стать экскурсоводом?
– Всё зависит от уровня. Можно стать гидом для родителей и гостей, но многие идут дальше – им интересно соревноваться в масштабах города и страны. Результат есть. В 2022–2023 гг. экскурсоводы «Петрополя» на всероссийском конкурсе «Профессионалы» заняли второе место, пропустив вперёд только столицу.
– А какие темы выбирают дети?
– Самые разные. На днях одна из девочек представила настоящее исследование «Дачи на Поклонной горе». С этой темой она будет участвовать в конкурсе на звание «Лучший гид России». Также мне понравилась экскурсия «Санкт-Петербург – столица кукольных театров». Очень интересно узнать, кто создавал такие театры, где они находятся. Немало традиционных направлений – Невский проспект, мосты Петербурга, архитектурные стили, северный модерн, в том числе в районе Семенцов. А недавно наша воспитанница Арина Лавринович подготовила экскурсию про петербургские муралы (вид монументальной живописи на стенах. – Прим. ред.). Их особенно много на Петроградской стороне – это гигантские граффити, посвящённые покорению космоса, войне 1812 года и т. д. Сегодня они уже стали частью современной культуры.
– Есть ли слушатели у таких экскурсий?
– У нас совместный проект с Центром социального обслуживания Центрального района. Его посетители приходят и слушают наши экскурсии, график составлен на целый год. Сотрудничаем мы и с детским домом-интернатом № 3, где воспитываются ребята с ментальными нарушениями. При этом полностью адаптируем рассказ, чтобы людям с ограничениями здоровья всё было понятно. Каждый год «выпускаем» 20–25 авторских экскурсий.
– В прошлом году вы стали абсолютным победителем главного российского конкурса в дополнительном образовании «Сердце отдаю детям». Какими были задания, что оказалось самым трудным?
– Конкурс включал девять этапов и два тура – заочный и очный. В заочном я представила свою программу подготовки юных экскурсоводов, а «визитную карточку» оформила в виде экскурсии по Петербургу, где показала знаковые места нашего города. Одновременно рассказала, чем занимаюсь, какие наставники меня учили.
Также надо было обратиться к педагогической общественности и дать «Мой ответ глобальным вызовам человечества». Честно признаюсь, долго думала, что общего со мной, маленьким педагогом, и вопросами выживания человечества. Взяла тему, как сберечь здоровье ребёнка, помочь ему уйти от стрессов. Сегодня мы много требуем от детей: хотим, чтобы они были талантливыми, постоянно участвовали в чемпионатах и олимпиадах, выигрывали, но совсем не учим заботиться о себе. В итоге в гонке за результатом часто жертвуем здоровьем своих учеников.
Кому достанется «золотой ключик»?
– А правда, что надо было с точки зрения педагогики анализировать сцены из фильмов?
– Правда. Мне досталась картина «Игрушка». Там по сюжету незадачливый сотрудник, чтобы не потерять работу, становится живой куклой для избалованного сына своего босса… Ещё одним этапом был мастер-класс – я показывала, как на уроке можно научить ребят сложной терминологии. И финалом стал публичный диалог с представителями Министерства просвещения, где обсуждалось развитие системы дополнительного образования.
По традиции, следующий конкурс «Сердце отдаю детям» проходит в городе, который представлял победитель. Так что очередной состоится в Петербурге с 19 по 23 сентября. Уже определены 90 финалистов заочного этапа, которые приедут в наш город и будут бороться за главную награду. Я – член жюри и с радостью передам победителю переходящий приз – «золотой ключик».
– Учителю сегодня трудно, ведь так или иначе приходится соревноваться с интернетом. Имеет ли наставник право на ошибку?
– Конечно. Он должен быть честным перед своими учениками и если чего-то не знает, спокойно в этом признаться. Я, например, могу посреди экскурсии сказать, что здесь неточность, но нужно проверить. И мы вместе берём справочники и проверяем цитаты, даты и т. д. Учу ребят сомневаться в фактах, в том числе тех, которые сообщает учитель. Он тоже человек и может заблуждаться. Нужно быть искренним и неравнодушным – в этом залог силы педагога.
– Вы говорили, что для вас важно связать ребёнка с городом, своими корнями. Почему это имеет значение?
– Когда речь заходит о родословной, некоторые дети недоумевают: «Что писать? У нас великих в семье нет». Пытаюсь объяснить, что хотя личность всегда на виду, чаще всего историю делают люди, которые честно работают на благо города и страны. Среди них могут быть представители самых разных профессий, и мы гордимся своими предками. Родители, кстати, потом часто благодарят. Оказывается, они тоже хотели узнать о своих близких, но сомневались – с чего начать. В итоге открыли много нового. Важно, чтобы у ребёнка были личные привязки к городу, а не к абстрактным музеям и дворцам. Это мой дом, двор, семья. Мой город, в котором я живу и считаю это большой ответственностью и счастьем.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.