Корреспондент «АиФ» решил прикинуть свои шансы как потенциального выпускника и прошёл демовариант единого госэкзамена.
Пробные версии теста исправно выкладывались на сайте ЕГЭ вплоть до прошлой весны. В этом году организаторы решили пренебречь полезным подспорьем. Официальные пробники-2017 можно найти теперь только на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.
Как выпускник исторического факультета, я выбрал «Историю». Тест состоит из двух блоков: в первой - 19 заданий, во второй - 6. На выполнение отводится 3 часа 55 минут.
Факты и хронология
Часть заданий предполагает знание элементарной хронологии и фактов. Реформа Никона была позже падения Византийской империи - это ясно. Октябристы - явление прошедшего века, а вольные хлебопашцы - XIX. Карибский кризис произошёл в 1962-м. В битве под Полтавой участвовал Меншиков, с Врангелем дрался Фрунзе, а в Ливонской войне тянул лямку князь Курбский.
Где-то, однако, легко споткнуться, не зная конкретики. Кто совершил воздушный таран под Москвой летом 1941-го? Талалихин, Гастелло? Николай Гастелло, как мы помним, не таранил, а направил горящий самолёт в механизированную колонну врага… Какие факты отнесём к картине «Боярыня Морозова»? Авторство Репина, период церковного раскола? «Боярыню» написал, конечно, Суриков. А как у нас с отечественными нобелевскими лауреатами по литературе? Правильный ответ - Бунин, Шолохов, Пастернак, Бродский, Солженицын.
Некоторые вопросы заставляют всерьёз задуматься, без предварительной подготовки здесь не обойтись. Кто во время личных встреч критиковал Сталина за совмещение высших государственных и партийных постов, а впоследствии сам руководил советом министров и КПСС? Хрущёв. А что отнесём к НЭПу? Введение частной собственности на землю, хозрасчёт на госпредприятиях, денационализацию тяжёлой промышленности, введение концессий, появление кредитно-банковской системы и бирж? Правильный ответ - банки, денационализация - это очевидно. А ещё (как выясняется) - хозрасчёт.
Умение анализировать
Во втором блоке вопросов есть возможность поделиться собственными мыслями - письменно, на отдельном бланке. Разброс тем для осмысления широкий. От преимущества строительства городов на берегах рек (учебник истории за 5-й класс) до основных тезисов XIX Всесоюзной партконференции и итогов перестройки…
От себя замечу, что в целом тест выглядит вполне преодолимым (сам я, правда, в первом блоке допустил 4 ошибки). Для «пятёрки» школьной программы явно недостаточно - необходимы дополнительные знания (Карамзин, Соловьёв, Рыбаков), да и просто широкий кругозор. В то же время узкая специфика некоторых вопросов вряд ли поможет отразить реальный уровень знаний школьника.
Как говорили наши преподаватели, историк должен не запоминать даты и формулировки, а уметь анализировать и выстраивать причинно-следственные связи. А для этого лучше всего подходит всё-таки обычный устный экзамен.