Споры о том, победит ли Интернет печатную прессу, ведутся уже давно. Однако сегодня эксперты медиа-рынка считают, что если газеты и журналы и погибнут, то только из-за экономических реалий и невнятной позиции государства.
Изобрели лифт…
Опрос общественного мнения, проведённый недавно на сайте «АиФ-Петербург», обозначил пугающие цифры (см. ниже). Почти половина респондентов призналась, что никогда не покупает печатную прессу. Означает ли это, что газеты окончательно проиграли Интернету, а все читатели ушли в виртуальный мир?
- Испуг, который испытывали издатели и распространители ещё лет 5-7 назад по поводу конкуренции с электронными СМИ, прошёл, - считает Ирина Васильева, гендиректор компании «Нева-пресс», председатель правления ассоциации «Балтийская пресса». - Стало очевидно - те, кто привык держать в руках газету, читать печатную прессу не перестанут. И это касается не только старшего поколения, но и молодёжи, которую приучили к чтению с детства. Конечно, в Советском Союзе мы испытывали дефицит информации, была совершенно иная культура её потребления, поэтому и тиражи изданий зашкаливали. Сегодня всё стало доступным, появилось множество альтернативных информационных источников, однако печатному слову продолжают больше доверять. Поэтому как с изобретением лифта люди не перестали ходить пешком, так и с появлением Интернета они не прекратили покупать газеты.
Однако в нашем бизнесе есть другие, более серьёзные проблемы, чем наступление виртуальной реальности. Отрасль отчаянно нуждается в государственной поддержке. Наш бизнес никогда не был сверхприбыльным, а сегодня к нам применяют ещё и ряд ограничений. Не хватает мест торговли, киоски закрываются, не выживают. А пресса - это не сигареты и не хлеб, за газетой человек специально за несколько кварталов не пойдёт. Поэтому печатные издания должны быть доступны, продаваться на каждом шагу, в местах большого скопления народа.
Роем себе яму?
- Рентабельность нашего бизнеса составляет 2,5-5% в лучшем случае, - солидарен с коллегой Сергей Маркелов, генеральный директор компании «Метропресс». - Причин падения интереса к печатной прессе несколько. Первая и основная - это общее снижение покупательской способности. По данным недавнего исследования Росстата, уже 42% россиян не могут себе позволить даже необходимые вещи. О какой духовной пище может идти речь, когда людям элементарно нечего есть? И вот парадокс: если во всём мире во время экономического кризиса цены начинают проседать, то у нас, напротив, - расти. Печатная пресса здесь не исключение: повышается стоимость бумаги, полиграфии, для распространителей - арендная ставка, расходы на содержание торговых объектов. Поэтому цена на газеты и журналы вынужденно растёт.
Получается замкнутый круг. Повышая цены, мы тем самым отталкиваем покупателя, для которого пресса и без того не является товаром первой необходимости, а значит, сами роем себе яму. В итоге у большинства печатных изданий падают тиражи, некоторые из них и вовсе вынуждены закрываться. Число точек по торговле газетами также сокращается. А люди всё больше отучаются читать новости на бумаге.
В развитых странах власть уже давно поняла, что наш бизнес - особенный, социально ориентированный. Для продавцов прессы там действуют преференции, налоговые льготы, программы господдержки (см. инфографику). В России же нам только «закручивают гайки». Увеличили налоги и штрафы, сократили количество торговых точек, ограничили перечень разрешённых к продаже сопутствующих товаров. Простой пример. С запретом продавать в киосках сигареты мы потеряли огромную долю покупателей ежедневных газет, которые привыкли каждое утро вместе с пачкой приобретать свежую прессу. Сигареты они наверняка продолжают покупать, но в другом месте. А вот за газетами к нам уже не вернулись. Потому что периодика - это товар импульсного спроса. И кроме того, товар самый скоропортящийся. Ведь сегодня информация «прокисает» гораздо быстрее, чем молоко.
Мнение эксперта
Раскольников против Человека-паука
Андрей Рябых, интернет-эксперт, владелец нескольких веб-проектов:
- Печатная пресса будет существовать до тех пор, пока живо поколение, приученное держать в руках газету. И речь здесь идёт скорее о привычке, нежели о способе получения информации. Потому что давным-давно то же самое можно прочитать в Интернете. Постепенно общество перейдёт на электронную бумагу - например, уже сегодня есть гибкие дисплеи. Но это вовсе не означает, что СМИ умрут. По степени востребованности новостные сайты уверенно держат первое место, и нет никаких предпосылок к изменению этой тенденции.
Сегодня часто сетуют, что люди стали меньше читать. Но это не так! На мой взгляд, читать мы стали гораздо больше. Просто спрос на печатную продукцию, в том числе бумажные книги, упал. Потому что гораздо удобнее закачать несколько тысяч произведений в электронную книгу и спокойно передвигаться по миру, всегда имея под рукой доступ к сокровищнице мировой литературы.
Другое дело, что новому поколению сложно работать с глубиной, погружением в смысл. Зато они прекрасно умеют пропускать через себя огромное количество информации, выбирая из всего этого массива необходимое.
Конечно, задача государства - формировать вкус общества. Если людей не образовывать, не инвестировать в их развитие, то Достоевский очень быстро проиграет комиксам, а серьёзная пресса - жёлтым изданиям и горячим новостям. Потому что чтение более сложных вещей требует усилия. А всё, что требует усилия, надо поддерживать. Иначе можно быстро скатиться в примитивизм.
Комментарий
Каждодневное счастье
Николай Харлампиев, главный редактор всероссийского детского журнала «Костёр»:
- Русский писатель Александр Генис сказал: «Чтение - это общедоступное каждодневное счастье». Но сегодня печатная пресса постепенно проигрывает гаджетам. Да, люди старшего поколения, которые выросли на бумажных изданиях, ещё испытывают потребность взять в руки книгу, но дети всё необратимее погружаются в Интернет. И это дело семьи - задать ребёнку иной вектор. Если малыш с пелёнок будет видеть в руках мамы и папы книгу или журнал, во взрослой жизни он наверняка сам станет активным читателем.
Однако помощь государства в спасении культуры чтения тоже очень важна. Славная традиция прошлых лет - купить газету или журнал по дороге на работу или домой должна жить, её надо беречь и поддерживать. Между изданием детской периодики и продажей газет и журналов есть печальное сходство - это нерентабельный, но социально ориентированный бизнес, необходимый стране.