В Ленинградской области базируется немало сельских и фермерских хозяйств, и регион из года в год обеспечивает себя продукцией и расширяет рынок сбыта. С внедрением новых технологий скорость производства, как и качество продукции, повышается. Фермеры могут уходить от ручного труда, экономить физические ресурсы и время. Но почему не каждый готов переформатировать свое хозяйство, а внедрение инноваций пока не стало нормой? Эти и другие вопросы представители профильных комитетов Ленобласти, ритейлеры и производители обсудили на круглом столе, организованном ИД «Аргументы и факты».
Бизнес в цифре
Крупные предприятия региона уже давно опробовали новейшие технологии производства. Цифровизация коснулась практически всех отраслей и районов Ленинградской области. Директор по развитию компании «Балтийский берег» Анна Шевелева вспоминает, что еще 20 лет назад разделка рыбы и наклейка этикеток производились сотрудниками. Сегодня же все процессы, где требуется ручной труд, автоматизированы.
«Мы стараемся идти в ногу с прогрессом, при этом не забывая о сохранении стоимости готового продукта на доступном для покупателей уровне. Сейчас мы планируем расширять ассортимент компании, используя современные технологии и наш предыдущий опыт. В свое время специалисты «Балтийского берега» создали уникальный продукт – имитированную икру, полностью повторяющую оригинал. На подходе и другие необычные решения. Сильная команда технологов, производство с современным оборудованием и диалог с научной сферой позволяют нам создавать новый продукт, пробовать реализовать любые интересные предложения».
Группа «Черкизово» также внедряет инновационные решения, в том числе в рамках цифровизации производства. Один из самых амбициозных проектов был реализован два года назад. В подмосковной Кашире построили крупнейший в Европе завод-робот по производству сырокопченых колбас. Производство организовано так, что все этапы, начиная с момента поставки сырья и до получения готовой продукции, происходят в автоматическом режиме. Проект позволил сформировать подходы и компетенции для цифровой трансформации производства, которые применяются, в том числе, и на других площадках.
«Сегодня мы активно работаем над внедрением решений, связанных с машинным зрением, искусственным интеллектом, роботизацией, что является крайне важным для дальнейшего развития компании, – говорит руководитель инновационного аналитического центра группы «Черкизово» Рустам Хафизов. – Вместе с этим необходимо обратить внимание на вопрос кадрового обеспечения отрасли АПК. Тот уровень технологий, о котором мы говорим, требует подготовки высококвалифицированных специалистов. Поэтому крайне важно в ближайшее время настроить систему подготовки кадров АПК под потребности бизнеса и с учетом технологического уровня производства».
Руководитель направления по работе с органами государственной власти макрорегиона «Северо-Запад» X5 Retail Group Ольга Волкова отмечает, что инновации на производстве и в торговле полезны не только для бизнеса, но выгодны для потребителя.
«Полтора года назад мы начали внедрять систему отслеживания «Меркурий», которая показывает путь продукта с производства до полки магазина. Система призвана снизить уровень фальсифицированной продукции, и покупатели могут быть уверены в том, что на их столе только качественный товар. Есть мнение, что система полностью не решает проблему фальсификата, однако ритейл совместно с фермерами постоянно находятся в поиске разработок, которые смогут защитить как бизнес, так и покупателя. Недавно X5 Retail Group совместно с одним из молочных заводов Ленобласти запустил проект «Проверь!». Это QR-код на упаковке, через который каждый потребитель может посмотреть весь путь, что прошел товар в его руках».
Новые технологии активно применяются и в банковской сфере. Заместитель директора Санкт-петербургского филиала Россельхозбанка Олег Фомин отмечает, что помимо привычных инструментов – например, визирования документов с помощью цифровой подписи, банк реализует и смелые идеи.
«Сейчас мы организовали маркетплейс «Свое. Родное», который позволяет фермерам найти своего покупателя в режиме онлайн. Это торговая площадка, абсолютно бесплатная для каждого участника сделки. Для потребителя она станет возможностью приобрести качественную продукцию прямо с фермы, а для производителя – не только новым каналом продаж, но также информационной базой. Здесь собраны методические материалы, ссылки на федеральные законы, которые пригодятся фермерам. Полезна будет система и для крупного бизнеса, ведь на площадке возможно найти новых поставщиков».
Поддержка государства
Президент Ассоциация фермерских хозяйств Петербурга и Ленобласти Михаил Шконда говорит, что внедрение цифры в сельское хозяйство могут позволить себе не все. Проблема в недостатке финансовых возможностей.
«В Ленобласти, конечно, есть подсобные хозяйства, на которых роботы осуществляют дойку, двигают сено, смотрят за кормежкой. Но дело не в том, что фермеры не знают, как применить новые технологии. А в том, что не знают, как выделить средства на инновации. В этом деле важна роль государства, которое могло бы помочь с финансированием. Кроме того, в нулевой цифровизации находится такая часть процесса, как переработка продукции. К этому вопросу нужно серьезно подходить. У многих фермеров есть свои интернет-магазины, но они не могут войти в крупные сети именно потому, что не предоставляют ритейлам конечный, готовый продукт. Этим пользуются фальсификаторы».
Заместитель директора Агентства по обеспечению деятельности агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области Людмила Темразян отмечает важность внедрения инновационных технологий. Интересно, что фермеры идут на необычные решения. Например, получатель гранта Агростартап приобрела котельное оборудование, которое отапливает отходами, оставшимися от производства бройлеров.
«Еще два года назад мы ездили по районам с семинарами, на которых объясняли значимость цифровизации, сегодня же общаемся с фермерами онлайн. Страха новых технологий нет, вопрос остается только в наличии финансирования – если есть средства, ферму возможно оснастить современным оборудованием и в режиме реального времени наблюдать за тем, как происходит кормление, отел, как работают сотрудники».
За цифрой будущее, что показала и пандемия. Благодаря внедрению новых технологий, в сложный период власти смогли оперативно оказать поддержку фермерам.
«Объем бюджетных средств на поддержку агропромышленного комплекса в 2020 году составляет 5,8 млрд. рублей, – объясняет начальник отдела прогноза и экономического мониторинга комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти Денис Боярчик. – Наша задача состояла в быстром доведении максимально возможного объема субсидий до производителей, чтобы они успешно вошли в посевную кампанию, не опоздали с уборочной. Сделать это удалось, и по итогам 6 месяцев 2020 года мы выплатили 3,1 млрд рублей. Справились и в пандемию – бронировали маски для всех предприятий, которые нуждались в этом».
В итоге тысячи СИЗ обошлись компаниям по себестоимости. А благодаря тому, что мы еще в 2017 году начали активно внедрять новые цифровые технологии (например, уже в 2018 году соглашения на получение субсидий 100% предприятий и фермеров подавало онлайн, а это свыше 350 производителей), в период коронавирусных ограничений работа не остановилась.
Кстати, представитель комитета поделился планами и на будущие проекты в сфере цифровизации АПК. Сейчас решается вопрос мониторинга земель с помощью беспилотников или космических снимков. Благодаря этому станет возможно следить не только за распространением борщевика Сосновского, но и создать цифровую карту земель сельскохозяйственного назначения всей территории Ленинградской области.