Примерное время чтения: 5 минут
83

Господь дарует Победу. За что награждали священников в блокадном Ленинграде

11 октября 1943 года произошло удивительное событие, не имевшее к тому времени аналогов в истории Советского Союза – государственные награды впервые получили 12 священников Русской православной церкви.  Все они были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

С учетом того, к началу войны на весь многомиллионный город и Ленинградскую область насчитывалось 32 священнослужителя, можно констатировать – благодарности от Советской власти удостоился каждый третий представитель ленинградского православного духовенства. 

Борьба с церковью

После свержения монархии и становления Советской России начался её путь как «атеистического общества». Как писал Владимир  Ленин: «Мы дoлжны бoроться с религией. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идёт дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс».

В первые годы Советской власти у большевиков не доходили руки заняться непосредственно борьбой с церковью – духовенство, скорее, страдало наряду со многими иными  «бывшими». Новые власти считали «веру» рудиментом в будущем социалистическом обществе, и ждали, что церковь исчезнет само по себе.

Тем не менее, ожидания себя не оправдали. Количество прихожан в сохранившихся после Гражданской войны храмах даже росло – на фоне голода и разрухи, люди искали утешение в вере. Поэтому гонения на РПЦ стали целенаправленными примерно с конца двадцатых годов. Считается, что  за несколько лет террора было расстреляно больше 10 тыс. священников, а отправлены в лагеря и ссылки более 100 тыс. клириков.  Уничтожались, разграблялись и закрывались тысячи церквей, храмов и монастырей. Например, Соловецкий мужской монастырь стал Соловецким лагерем особого назначения.

Если к 1935 году Ленинградская область насчитывала около 1,5 тыс. священнослужителей, то уже к 1937 году их осталось всего 32 человека. В огромной Ленинградской епархии уцелел только 21 храм.

И такая «атеистическая политика» продолжалась бы и дальше, если бы в 1939 году не началась Вторая Мировая Война.

Действия оккупантов

После нападения Германии Советскому правительству срочно пришлось пересмотреть своё отношение к РПЦ. Третий Рейх активно использовал «антирелигиозную политику» СССР в своих целях, склоняя православное население оккупированных территорий на свою сторону. Сообщая, что борются с «безбожной властью», нацисты позволяли открывать приходы и возрождать духовную жизнь.  

Поэтому советское правительство решает в своих интересах отступиться от политики гонения и начинает пока косвенно, не напрямую, поддерживать РПЦ. Для возрождения единства в стране, подъема патриотических настроений, власти вспоминают и такие исторические фигуры как Александр Невский, Михаил Кутузов.

Оплот спокойствия

Между тем, в блокадном Ленинграде церковь становится оплотом спокойствия, помощи ближним, а иногда и буквально укрытием от бомбёжек и голода.

Заголовок выпущенной спустя 75 лет книги, посвященной этим событиям, как нельзя лучше соответствует настроениям в среде ленинградских верующих и духовенства – «Господь дарует нам Победу» По предложению митрополита Алексия уже с 23 июня 1941 года приходы Ленинграда начали сбор пожертвований на оборону города.  Приходской совет Князь-Владимирского собора предложил на свои средства открыть лазарет для раненых и больных воинов и 8 августа передал на его обустройство 710 тыс. из 714 тыс. имевшихся у общины рублей.  Без какого-либо участия городских властей в подвале Спасо-Преображенского собора было оборудовано бомбоубежище на 500 человек для прихожан и жителей окрестных домов.

В период блокады Ленинграда богослужение проводилось во всех действующих храмах, и лишь Серафимовская кладбищенская церковь в январе-апреле 1942 года была закрыта. В неё стали складывать тела умерших. Как свидетельствуют очевидцы - на протяжении всей блокады богослужения проходили в переполненных храмах. По популярной версии, в 1943 году на некоторых богослужениях в Никольском кафедральном соборе присутствовало даже командование Ленинградского фронта во главе с маршалом Леонидом Говоровым.  

При этом священники не только служили в храмах и помогали больным и голодающим, но и активно участвовали в обороне города, многие входили в группы местной противовоздушной обороны   - к примеру, в справке, выданной 17 октября 1943 года архимандриту Владимиру (Кобецу) говорилось, что он «состоит бойцом группы МПВО дома, активно участвует во всех мероприятиях обороны Ленинграда, несёт дежурства, участвовал в тушении зажигательных бомб».

Верующими вносились также пожертвования на авиационную эскадрилью и танковую колонну.

17 мая 1943 года сам Сталин обратился к ленинградским священникам с личной благодарностью. Его телеграмма была опубликована в газете «Правда»:

«Прошу передать православному духовенству и верующим Ленинградской Епархии, собравшим кроме внесенных ранее 3 млн. 682 тыс. 143 рублей дополнительно 1 млн. 769 тыс. 200 рублей на строительство танковой колонны им. Димитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии». И. Сталин.

Награда священникам 

В 1943 году священнослужители перестали быть изгоями и считаться исключительно «социально-опасным элементом». Свидетельством этого и стало состоявшееся 11 октября награждение. Заслуги каждого из священнослужителей названы в наградных листах по-разному. Так протоиерей Михаил Славнитский получил свою медаль, потому что «состоял в группе самозащиты и нес дежурство по обеспечению общественного порядка в своём доме».  Протоиерей Павел Тарасов «участвовал в деятельности городской специальной комиссии», а протоиерей Николай Ломакин – «в городской и областной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков».  В любом случае, это был символический акт, свидетельствующий об окончании гонений на церковь.

К сожалению, после войны, в 60-е годы политика партии снова вернулась к строительству «атеистического государства». Новые постановления и законы, которые урезали полномочия и возможности религиозных общин, активно принимались вплоть до 1988 года. Самое интересное было, что такая политика проводилась под лозунгами за восстановление ленинских доктрин и как «борьба со сталинизмом».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах