Примерное время чтения: 4 минуты
134

Как повысить привлекательность малых городов России. Что делает бизнес?

Проблема развития малых городов достаточно остро стоит в повестке социально-экономического развития России. Недавно на масштаб проблемы указали эксперты Института экономики роста им. П.А.Столыпина. По их оценкам около 70 процентов малых и средних городов РФ испытывают депопуляцию, сталкиваются с кадровым дефицитом, примерно 75 процентов выпускников школ планируют переезд после получения среднего образования. Связано это как с заметным сокращением населения, так и с экономическим тупиком, когда на местном уровне не хватает сил и возможностей, чтобы вдохнуть жизнь в территории, создать новые рабочие места, улучшить инфраструктуру и повысить качество жизни населения.

При этом Россия — страна малых городов. В РФ больше 1100 городов, из них 70 процентов это города с населением меньше 50 тысяч человек. В них проживает около 16 миллионов граждан, это около 15 процентов от общего числа городских жителей страны.

Эксперты считают, что дать импульс развития отдаленным территориям можно, опираясь на потребности и запросы местного населения. Крупные промышленные компании уже используют такой подход, так как наиболее серьезно испытывают дефицит кадров на местах и заинтересованы в повышении привлекательности территорий для настоящих и будущих поколений сотрудников своих производств.

Не исключение и алюминиевая отрасль. Предприятия одного из крупнейших в мире производителей алюминия расположены в более чем 20 городах и населенных пунктах России, в основном небольших и расположенных в Сибири. Для компании отток людей из регионов в федеральные центры является актуальной проблемой, и именно поэтому компания практикует стратегический подход к развитию городов своей ответственности.

С 2023 года прошлого года ключевым инструментом отбора и приоритизации проектов социальных инвестиций стал индекс качества жизни и устойчивого развития городов ответственности РУСАЛа. Это собственный аналитический инструмент компании, разработанный на основе методологии ВЭБ.РФ и международных организаций с упором на малые и моногорода. С его помощью компания на основании статистических и опросных показателей оценивают сильные и слабые стороны развития каждого города по 12 основным направлениям социально-экономического и экологического благополучия, и реализуют проекты в сферах, требующих наибольшего внимания.

 

В связке с местными властями и некоммерческим сектором бизнес работает над повышением качества и доступности услуг в сфере образования, здравоохранения и спорта, повышением удовлетворенности населения качеством жизни, в том числе состоянием социальной сферы, а также над раскрытием и реализацией потенциала молодежи.

Используя такой подход точечных «умных» инвестиций РУСАЛ строит новые жилые комплексы, медицинские и спортивные центры, детские сады и школы в таких городах как Братск, Ачинск, Тайшет, Шелехов и Саяногорск. Помимо создания комфортной физической среды для жизни, компания уделяет большое внимание формированию условий для получения качественных социальных услуг: привлекает в построенные ранее больницы востребованных специалистов, организовывает программы повышения квалификации для учителей, обновляет материальную базу медицинских и образовательных учреждений, ведет работу со школьниками и студентами по повышению интереса к металлургии и смежным профессиям. В общей сложности объем социальных инвестиций компании за последние пять лет превысил 28 млрд рублей.

Одновременно с этим алюминиевая компания также активно использует инструмент грантового финансирования проектов в малых населенных пунктах России. Недавно компания объявила о старте второго грантового конкурса «Устойчивые города РУСАЛа». Компания окажет поддержку некоммерческим организациям, социальным предпринимателям, учреждениям социальной сферы. Победители смогут получить грант до пяти миллионов рублей.

Среди приоритетных направлений конкурса: новые подходы к подготовке и повышению квалификации кадров в сфере образования, здравоохранения; практики дополнительного образования детей и взрослых; социальные инициативы и волонтерские проекты; создание культурно-досуговой среды на базе библиотек, музеев, театров, развитие инфраструктуры для проведения городских культурно-массовых мероприятий. География конкурса увеличена охватывает 17 территорий ответственности. В 2024 году в нее впервые вошел Ломоносовский район Ленинградской области.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах