170

Каждое поколение принимает свои вызовы. Каким для Петербурга был 2020-й год

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. Аргументы и факты - Петербург 30/12/2020
Заканчивается 2020-й. Он был трудным, сложным и вместил в себя как много плохого, связанного с потерями, опасной болезнью, так и хорошего.
Заканчивается 2020-й. Он был трудным, сложным и вместил в себя как много плохого, связанного с потерями, опасной болезнью, так и хорошего. freepik.com

С какими результатами для Санкт-Петербурга завершается 2020-й год? И что нас ждет впереди? Об этом рассуждает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

Сплошной форс-мажор?

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Дмитрий Владимирович, год прошел под знаком борьбы с коронавирусом. Это повлияло на все сферы, изменило нашу жизнь. Правда, вы сказали, что особого негатива не видите. С чем связана такая позиция?

Дмитрий Солонников: Пандемия - наш «черный лебедь», сплошной форс-мажор, который начался в марте и, дай Бог, закончится в наступающем году. Но все же я не склонен драматизировать. В 1990-е, например, люди тоже столкнулись с большими стрессами, ломкой целого государства. Да и другие периоды были не менее жесткими. Каждое поколение принимает свои вызовы, проходит через испытания. Не редкость в истории человечества и эпидемии, массовые заболевания. Сейчас это случилось на нашем веку.

- Петербургу ограничения, связанные с противостоянием опасной инфекции, дались особенно тяжело. Как считаете, справились с ударом?

- В этом нет сомнения. Еще в начале пандемии правительство города приняло решение о непрекращающейся работе промышленности, строительной отрасли, общественного транспорта. Это сыграло свою положительную роль. Хотя потери немалые. Один факт: на сто миллиардов рублей сократился городской бюджет, а в мае пришлось принимать антикризисный план действий. Конечно, и раньше доходная часть проседала, дефицит был и до «ковида». Это нормально, если сохранять сбалансированность экономики. Но весной-летом остановились тысячи предприятий, выросла безработица. Еще год назад мы искренне верили, что уверенно движемся к поставленной планке в триллион рублей, сейчас об этом нет и речи. Важно вернуться хотя бы на уровень 2019-го.

Также в городе хорошо развита сфера услуг, а туризм является одним из главных направлений развития. Поэтому так больно по бизнесу и людям ударило закрытие границ. Не забудем и того, что Петербург в основном живет на собственные доходы, заработанные средства. Входит в число «доноров». У нас нет мощной подушки безопасности, финансовых резервов, позволяющих «подстелить соломку». В итоге проблемы стоят острее.

- Обидно, что из-за COVID-19 снова отодвинулось на неопределенный срок строительство метро, урезаны средства на расселение коммунальных квартир, другие социальные программы. Сумеем ли наверстать упущенное?

- Давайте называть вещи своими именами. Метро в городе, по сути, прекратили строить. Открытые два года назад к чемпионату мира по футболу станции фактически не действуют. Станция «Зенит» закрыта, а с «Беговой» - большие проблемы. Но эти вопросы возникли не сегодня. Наоборот, именно в 2020-м сделаны серьезные шаги, которые юридически и технологически уже на следующий год помогут развязать этот узел.

Не все так однозначно и с коммунальными квартирами. До сих пор там ютятся свыше 218 тысяч семей. Сегодня в городе создано немало реальных возможностей, чтобы поскорее переехать в благоустроенные метры. Выделяются субсидии, льготные кредиты, доступны различные схемы расселения.

А на днях правительство и депутаты утвердили новую программу предоставления сертификатов на покупку и продажу метров в коммуналках. Это поможет в 2021 году расселить 220 квартир. Многие считают, что государство должно все дать. Но государство - это мы с вами. Мы трудимся, платим налоги в бюджет, а затем город помогает тем, кому приходится нелегко. Однако когда люди, имеющие возможность заработать, годами ждут бесплатное жилье… Отношусь к таким настроениям аккуратно.

Удалось сберечь коллективы

- Мы уже обсудили, что экономика сильно пострадала. Особенно досталось малому и среднему бизнесу. Город помогал, но насколько эффективно?

- Поддержка - в виде масштабной программы актуальных мер - была весьма существенной. Ее получили небольшие фирмы, общепит, туристический рынок. Главное - удалось сберечь большинство коллективов и выплачивать людям зарплату. Сохранили, например, 11 тысяч рабочих мест, на треть снижена налоговая нагрузка. Помощь поступала тремя пакетами. Только третий, принятый в декабре, оценивается в 8,5 млрд руб. Почти половина - прямые вложения. Среди долгосрочных действий - продление льгот и скидок, освобождение от ряда налогов, снижение арендной платы, мораторий на проверки и т. д. Также власти «заморозили» кадастровую стоимость недвижимости. Это позволит петербуржцам сэкономить свыше 14 млрд руб., что положительно повлияет на общую ситуацию.

- Но во взаимоотношениях с бизнесом возникало и немало разногласий. Последний пример - конфликт с рестораторами, появление «карты неповиновения». Отчего власть и жители так и не научились вести диалог?

- Отсутствие коммуникации - извечная российская проблема. Зачем чиновникам что-то объяснять народу, доказывать, отстаивать позицию? Проще запретить. Однако как только даже по острым вопросам начинается конструктивный обмен мнениями, напряжение ухолит. В итоге удается договориться, что и произошло.

В целом многие люди показали себя в это трудное время с самой лучшей стороны. Поддерживали соседей и близких, не боялись взять ответственность. Многие шили и раздавали маски, подвозили медиков в стационары и домой, работали волонтерами. Ну а врачи, самоотверженно спасающие больных в «красной зоне», стали героями нашего времени. Теперь важно не растерять эти качества.

- Показательно, что промышленность в столь тяжелое время продержалась почти без сбоев. Эксперты утверждают, что сработал принцип многоуровневой экономики.

- Да, в Петербурге развиты машиностроение, авто- и авиапром. Есть и радиоэлектронный кластер, который объединяет 70 предприятий. Его изделия расходятся по всему миру. Хорошо себя чувствуют строительная индустрия, судостроение, выполняющее заказы как для ВПК, так и гражданского флота. На днях, например, на «Адмиралтейских верфях» успешно спустили на воду уникальную платформу «Северный полюс». Она способна сама дрейфовать, передвигаться во льдах, а на борту разместятся 20 научных лабораторий. Лидирует Петербург и по IT-технологиям, на высоком уровне фармацевтика. Так, 25 декабря в Пушкине, в присутствии премьер-министра, открыли завод, где в промышленных масштабах будут выпускаться компоненты для вакцины от коронавируса. 

Генплан - «лоскутное одеяло»?

- Наступающий год для города будет насыщенным. Так, в сентябре нас ждут выборы в Законодательное собрание. Как вы оцениваете совместную работу депутатов и исполнительной власти?

- Намекаете на существующие разногласия? Знаете, а мне кажется правильным, что представлены разные точки зрения. Не должно быть такого, что в одном кабинете приняли решение, а в других безропотно подписали. Необходимы свобода мнений, дискуссия, обсуждение. Это нормальный демократический процесс, что всегда отличало Петербург. Главное - в важных для города вопросах наша власть действует грамотно и оперативно. Посмотрите, как быстро приняли антикризисные поправки, сохранили все социальные гарантии, скорректировали бюджет. Кстати, уже в 2021-м по прогнозам он вырастет на 9%, ожидается заметный подъем.

- Также до марта 2021-го должен быть принят новый Генплан Петербурга. Каким вы видите этот свод законов и чертежей?

- Необходимо, чтобы он стал законом для всех. Определена зеленая зона - значит, инвесторы не ходят и не предлагают изменить регламент. Запланирована в конкретном месте высокоскоростная магистраль - там она и идет. А не начинаются протесты граждан, возмущенных шумом машин под окнами. Сегодня ни гражданское общество, ни бизнес как закон Генплан не воспринимают.

В последние годы он становился едва не предметом торга - согласованием интересов различных строительных компаний, политических сил. В итоге важнейший документ выглядел словно лоскутное одеяло.

Сейчас есть надежда, что с этой недоброй традицией будет покончено. И мы сможем вернуться к проектированию города как динамично развивающегося единого механизма. Поэтому так важно его широкое общественное обсуждение, с участием представителей районов и муниципалитетов. Должна быть и публичность принятия решений. Сумеем ли выполнить все требования в условиях коронавирусных ограничений - большой вопрос. Поэтому я бы не спешил с принятием. Лучше все сделать как следует. Ведь речь о будущем нашего города, четком видении, как он будет развиваться, на десятилетия вперед.

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5


Самое интересное в регионах