Примерное время чтения: 4 минуты
268

Кредиты, валюта и продукты. О чем следует позаботиться уже сегодня?

Сюжет Жизнь после COVID-19
Кризис заставляет людей покупать лишь самые необходимые товары.
Кризис заставляет людей покупать лишь самые необходимые товары. / Владислав Исаев / АиФ

Карантин стал настоящей бедой для населения: сходить теперь некуда, в кошельках пустеет, а кого-то и вовсе выгнали из работы. Как теперь действовать в такое непростое время?

Дольше карантин - жестче эффект

Коронавирус продолжает захватывать мир, а это значит, что скачка бедности и увеличения уровня безработицы уже не избежать. Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования считают, что резкое падение нефтяных доходов вкупе с остановкой работы целых секторов бизнеса превращает наступающий кризис в достаточно серьезное явление для страны. Теперь же власть будет бросать основные ресурсы на то, чтобы предотвратить безработицу, поддержать доходы граждан и сдержать инфляцию.

«Снижение цен на нефть приведет к тому, что существенная часть распустивших персонал на карантин предприятий просто не сможет полноценно открыться вновь - и чем дольше продлится карантин, тем будет жестче эффект. При наличии двух «суперфакторов» – длительного карантина и очень низких цен на нефть с помощью одной лишь финансовой политики переломить ситуацию, разумеется, не удастся. Российскую экономику все равно ожидает, с высокой вероятностью, двухлетняя рецессия, - отмечают в центре.

Как теперь жить?

Все это полностью меняет жизнь в среднестатистической российской семье. Теперь людям придется пересмотреть то, что именно они покупают, за какие услуги платят и на чем можно сэкономить.

«Около 60% семей сегодня не имеют значительных денежных запасов. При этом, примерно половина наших респондентов отмечает, что им приходилось в последние годы тратить денежные накопления на текущие нужды – значит, какие-то сбережения у них все же имелись. Доля опрошенных, имеющих накопления, составляет 40% - это люди, которые располагают возможностью создавать финансовую подушку безопасности. Надо сказать, ведут себя они в целом рассудительно, балансируя свои возможности зарабатывать и тратить», - заявила старший научный сотрудник лаборатории исследований уровня жизни и социальной защиты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Александра Бурдяк.

К покупкам теперь следует отнестись более осозанно: можно вести свою личную бухгалтерию для контроля расходов. Поможет и ревизия оставшихся дома запасов, благодаря чему можно определить дальнейшую ротацию продуктов, ведь пища может испортиться. И если такой подход будет общим для всех продуктов, то некоторые можно и исключить. Доля импортных товаров в потребительской корзине составляет примерно 20%, что является немаловажным при формировании домашней подушки безопасности. А если держать в иностранной валюте примерно такую часть сбережений, то можно «застраховаться» от роста цен на товары из-за рубежа.

«Покупки иностранной валюты с целью создания долгосрочных сбережений в периоды повышенной турбулентности и неопределенности на финансовых рынках лучше делать с осторожностью, оценивая все возможные риски. По данным последнего опроса «инФОМ», проводимого для Банка России в рамках исследования инфляционных ожиданий, доля опрошенных, которые имеют или семьи которых имеют финансовую подушку безопасности, очень небольшая и составляет всего 32%. Большинству из тех, кто имеет сбережения, их хватило бы максимум на три месяца (37%) или на полгода (31%). Ситуация ухудшилась, поскольку в кризисные периоды возможность делать сбережения обычно снижается», - рассказала старший аналитик группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Василиса Баранова.

Лишь еда и интернет

Мелкий и средний бизнес, который состоял из сферы услуг, оказался на самом краю экономической системы. Магазины товаров не первой необходимости закрыты, а расходы людей снизились. Из подъезда теперь выходят лишь до ближайшей аптеки и супермаркета. Пандемия заставила людей понять, что самым важным в нынешних условиях являются товары первой необходимости, а запись к парикмахеру на неделю вперед не имеет смысла. Теперь же ветер перемен подует на новые технологии и профессии, руководствуясь ключевыми изменениями, которые привнесла маштабная цифровизация.

«Ведь работают интернет-магазины, кому-то в срочном порядке пришлось купить детям ноутбук, обустроить приличного качества домашний интернет – именно они оказались первостепенно необходимыми. Структура потребления по сравнению с ситуацией марта-апреля год назад изменилась, по крайней мере в части расходов на питание вне дома - год назад на него уходило 10-12% от совокупных расходов домохозяйств на еду, а сейчас мы едим дома», - подытожила Бурдяк.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах