Не все так просто в истории с «Ленфильмом», ведь некомпетентностью одних, или своекорыстием других лиц, причастных к ее управлению, сложно объяснить эту длинную цепь неудач. И, похоже, что, скорее, это столичный «Мосфильм» одинок в своем благополучии, нежели «Ленфильм» – в своей неустроенности. Ведь остальные советские киностудии также пока не находят места на этом празднике жизни. Действительно ли рыночная экономика и искусство – вещи несовместные?
Постановка проблемы
Периодически в информационном пространстве появляются сообщения об очередных неприятностях на старейшей киностудии страны. То вдруг выясняется, что ей снова угрожает банкротство, то выдвигается судебный иск от какой-нибудь сторонней организации, то появляется открытое письмо президенту от творческой общественности с криком о помощи и критикой нынешнего руководства студии. Возникает вопрос: то, что «Ленфильм» уже в течение пятнадцати лет не выпустил не одной окупившей себя картины, можно считать следствием этого непрекращающегося «стресса», а может быть, все-таки его причиной, или проблема прибыли вовсе не имеет здесь никакого значения? Попробуем разобраться.
Немного о фактах
В советской системе «распределения труда» между студиями «Ленфильм» занимал особое место. Здесь снимали много исторического кино – и из-за естественных декораций самого Ленинграда, который мог иногда сыграть роль то Лондона, то Парижа, то Берлина, то самого себя в дореволюционное время, и наличия высококвалифицированных специалистов – костюмеров, бутафоров, художников. Также здесь во множестве ставились камерные драмы и мелодрамы. Но времена изменились…
Какие только проекты по адаптации студии к «новым рыночным условиям» не предлагались после 1991-го года! Сначала ее хотели превратить в базу для съемки сериалов, но клиентов переманили конкуренты. Далее высказывались планы переориентировать «Ленфильм» на производство авторских, детских и дебютных картин. В 2011-м году предлагался проект спасения через объединение со студией RWS, означавший полную утрату «Ленфильмом» собственной идентичности.
После ухода с руководящего поста режиссера Виктора Сергеева на «Ленфильме» сменилось три директора. Все они назначались «сверху», только затем, чтобы на каждом данном этапе кризиса оперативно спасти положение. Эдуард Пичугин, ранее руководитель продюсерской компании, пришедший на «Ленфильм» в 2012 году, выполнил, функцию кризисного менеджера. Инесса Юрченко, кинопродюсер с юридическим образованием, исполнила роль аудитора, приглашенного тогдашним министром культуры Мединским для четкой правовой формулировки всех существующих проблем киностудии. В этом свете, функции нынешнего директора «Ленфильма» Федора Щербакова, в прошлом журналиста, а затем чиновника пока еще не обрели ясных очертаний.
С 2012 года над «Ленфильмом» висит долговое обязательство перед банком ВТБ. Существует большая задолженность перед коммунальными службами и даже некоторыми авторами, не получившими свой гонорар. Щербаков уверяет, что долги возмещены более чем на 70%. Так же на федеральном уровне выделены немалые субсидии. В свой черед, изменением к лучшему можно считать частичное возвращение прав на некоторые фильмы «золотой коллекции» и подвижки в тяжбе с ООО «Твин СП», завладевшей в свое время, по непонятным до сих пор причинам, правами на трансляцию советского наследия «Ленфильма».
«Место силы»
Именитые деятели искусства, борющиеся за возрождение «Ленфильма», во многих интервью называют его «намоленным местом» и «местом силы». Но когда опека государства постепенно сошла на нет, а нравы и потребности населения решительно изменились под влиянием Голливуда, свойственной ему стереотипности, развлекательности и отстраненности от любой рефлексии, это «место» пришло в запустение. И виной тому не только нехватка финансирования – это лишь формальное отображение тех глубинных процессов, которые происходят в области идей. А киностудия превратилась ныне в какое-то «заколдованное место», куда ресурсы государственной поддержки уходят, словно в черную дыру.
И, похоже, что ответственность за это положение, не на кого возложить: ситуация с «Ленфильмом» – отдаленное эхо той «геополитической катастрофы», по давнему выражению президента Путина, которую наша страна претерпела в 1991 году. И хотя в чем-то мы и по сей день живем за счет советского наследия, к области кинопроизводства это никак не относится.
Но у «Мосфильма» же получилось…
Почему же выстоял «Мосфильм», а петербургская киностудия с не менее громким именем и славной историей последние годы находится на грани закрытия? Вот слова режиссера Карена Шахназарова, который в свое время спас столичную фабрику грез от разорения: «В 1990-е перед «Мосфильмом» и «Ленфильмом» встал вопрос — оставаться государственными предприятиями или пойти на акционирование. Мы выбрали первый вариант, так как не хотели терять права на свою фильмотеку, которая была тогда единственным источником дохода».
Но действительно ли, без всяких оговорок, выстоял «Мосфильм»? Будем откровенны: выстоял лишь фасад, а содержание – также осталось в прошлом. Ведь большая часть той жизни, которая там, в отличие от «Ленфильма», действительно бурлит, относится к предоставлению различных услуг по кинопроизводству для множества частных компаний. А киностудией полного цикла – от идеи до воплощения и распространения «Мосфильм» является едва ли не в той же мере, что и нынешний многострадальный «Ленфильм».
Наступит ли когда-нибудь Ренессанс?
Прежде всего, необходимо задаться вопросом: как выживают другие киностудии Петербурга? Среди них много весьма успешных, с размахом, равным былому «Ленфильму». Кто-то ориентирован на арт-хаус и фестивальное кино, кто-то на чисто коммерческую продукцию – жанровые фильмы, блокбастеры и сериалы. И схемы финансирования здесь разные – где-то важен престиж, а где-то – чистая прибыль. Чем бы мог стать новый, действительно возрожденный «Ленфильм» в этой системе координат?
Режиссер Сергей Снежкин, председатель Союза кинематографистов Санкт-Петербурга, в недавнем интервью высказался так: «Возрождение «Ленфильма» возможно при одном условии: приход в руководство профессионалов этого дела, которым доверяли бы кинематографисты. И возрождать студию надо в полном объеме, со всеми подразделениями, с редактурой, с худсоветами и так далее. Должно прекратиться это нашествие саранчи, эти чиновничьи игры, когда возникают топ-менеджеры, которых интересует что угодно, кроме кино. Для нас для всех «Ленфильм» – это судьба, это служение. Кинопроизводство в Петербурге необходимо, потому что надо возрождать культуру в этой «культурной столице», где ничего нет на самом деле, кроме генералов на фасаде, все стягивается в Москву».
А в последние месяцы, после тяжелого периода «турбулентности» состояние студии такое же неопределенное, как и с начала девяностых. Сторонний наблюдатель может лишь строить догадки, анализируя редкие сведения, отрывочные мнения посвященных и ту фигуру умолчания, которой пользуется нынешнее руководство «Ленфильма» в диалоге с обществом.