Примерное время чтения: 7 минут
279

Народный узор. Как отличаются костюмы жителей стран СНГ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и факты - Петербург 26/07/2023
Украшения, кроме декоративного назначения, несли функцию оберега.
Украшения, кроме декоративного назначения, несли функцию оберега. Из личного архивa

Народный костюм – это не просто элемент культуры, а настоящая историческая энциклопедия. Одежда хранит в себе информацию о том, в каких климатических условиях жил народ, рассказывает об экономическом и социальном устройствах и, конечно, даёт представление о художественном уровне.

В Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга хранится уникальная коллекция костюмов XIX–XX веков, собирать которую начали ещё в 1902 году. В ней представлены одежды представителей практически всех народностей, проживавших на территории Российской империи.

Узнать по вышивке

Русский народный костюм жителей южных и северных губерний различался. В одних – носили сарафаны, в других юбку-понёву или платье кубелёк.  Мужчины – рубахи-косоворотки, выпущенные поверх нешироких штанов и подвязанные поясом. Зимой от холода спасали шубы, мехом внутрь, а весной – суконные кафтаны. Однако схожие по крою одежды значительно отличались орнаментом. Причём больше всего вариаций имели наряды жителей юга. На ярмарках легко можно было определить местожительство крестьянки, взглянув на вышивку её рубахи и манеру ношения понёвы и завязыванию лаптей. Ещё больше различий было в праздничных одеждах.

«На юге праздничный наряд девушки и молодой русской женщины всегда дополняли бисерные шейные и нагрудные украшения, поясные подвески, серьги из птичьих пёрышек, бусин, бисера, шарики-пушки, – рассказывает доктор культурологии, заведующая отделом Российского этнографического музея Наталья Калашникова. – Богатые крестьянки на Русском Севере носили ожерелья из янтаря и жемчуга. С многоцветностью южнорусского костюма гармонировали широкие и длинные полихромные полосы монист и бисерных гайтанов, к которым подвешивали медные кресты».

Одним из распространённых видов вышивки было золотное шитьё. Причём металлические позолоченные нити использовали не только зажиточные крестьяне, но и многие слои городского населения.

Белорусский костюм по крою схож с русским, но имеет отличительные черты. Самая явная – обилие белого цвета. Белыми были не только летние рубахи, штаны и юбки, но часто и верхняя тёплая одежда. Мужские рубахи украшали тканым или вышитым орнаментом. Своеобразие женскому костюму придавали тканые и вязаные пояса, шейные украшения, разнообразные головные уборы (венки, повязки, полотенца), орнаментированные суконные свиты и кожухи.

Местожительство крестьянки можно было определить по её наряду.
Местожительство крестьянки можно было определить по её наряду. Фото: Из личного архивa

Драгоценности Востока

«Традиционная одежда народов Средней Азии имеет много схожих черт – это и халатообразный покрой, и форма головных уборов (тюбетейки, чалмы, платки), и способы украшения нарядов, – говорит Наталья Калашникова. – Характерными для Средней Азии были ткани домашнего производства из верблюжьей, овечьей и козьей шерсти, а также из хлопчатника, шёлкового кокона и кендыря. Кроме того, использовали козий пух при изготовлении материи для чалмы, портянок и поясов».

Казалось бы, зачем на Востоке брать для производства одежды шерстяные ткани? Всё просто: тёплые халаты и шапки – отличный теплоизолятор, который не позволяет замёрзнуть зимой и чувствовать жар летом. Отсюда характерные для узбеков, таджиков, киргизов длинные халаты и овечьи шапки.

Вместе с тем с давних времён на территории современных Узбекистана, Таджикистана и Туркмении было развито шёлкоткачество. Ткани окрашивали при помощи привозных красителей, но чаще использовали местные растительного происхождения: кору грецких орехов, жжёное просо, листья тутовника, марену.

«Тёмно-малиновый шёлк использовали на женские платья, отделку женских штанов, детские рубахи, – перечисляет эксперт. – Из густо-вишнёвой ткани шили самые дорогие и нарядные женские платья, халаты-накидки и головные платки. Наряды вышивали шерстяными, шёлковыми, хлопчатобумажными и золотными нитями. Украшения, кроме декоративного назначения, несли функцию оберега».

Обязательным атрибутом костюма восточной женщины были ювелирные изделия, чаще всего из серебра (золотые изготавливали бухарские и хивинские мастера). Узбекские и таджикские женщины любили серьги, браслеты, налобные и нагрудные украшения с множеством подвесок, цепочек и колечек, которые должны были колыхаться и сверкать при ходьбе. Часто в украшениях были вставки из драгоценных и полудрагоценных камней. Популярностью пользовались сердолики, кораллы, бирюза, цветное стекло.

Туркменские красавицы тоже украшали себя ювелирными изделиями. Украшения для девочек покрывали гравировкой, инкрустировали сердоликами и прозрачными стёклами. Молодые женщины носили массивное серебро, покрытое позолотой, со вставками из крупных, насыщенных тонов, сердоликов. Украшения пожилых женщин включали кольца и подвески с цепочками.

Кавказские акценты

Традиционная одежда азербайджанцев и армян имеет как схожие, так и особенные черты.

«Из общего – материалы, используемые для изготовления одежды, – говорит Калашникова. – Издавна здесь выращивали тутовник для разведения шелковичных червей, овцеводство давало шерсть. Кроме того, использовали хлопчатобумажные нити и традиционно привозили материи по Великому шёлковому пути».

Армянские женщины носили рубахи и распашные платья, стянутые поясом. Для азербайджанских женщин были характерны короткие кофты и широкие пёстрые юбки. Но непременными атрибутами женщины-мусульманки были покрывало-чадра (ей закрывались, выходя на улицу) и вышивка на одежде. Состоятельные люди позволяли себе золотное и серебряное шитьё.

«Важнейшую роль в традиционном костюме азербайджанцев и армян играли женские украшения, – продолжает Наталья. – Многочисленные ювелирные изделия, помимо эстетической функции, сохраняли свойство амулетов. Бумажные листочки с молитвой от сглаза, злых духов складывали, обтягивали шёлком, украшали нарядным галуном, тесьмой, мелкими монетами и пришивали к платью. Амулетами являлись и некоторые украшения из камня и янтаря. Оберегами в одежде девочек служили пришивные бляхи, раковины каури, камешки».

Ювелирные изделия из золота и серебра бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение.

«Что касается мужского костюма на Кавказе, то эта одежда должна была быть удобной и надёжно защищать в самых сложных обстоятельствах, – говорит Наталья Моисеева. – Мужской костюм, состоявший из кафтана-бешмета, штанов, верхней одежды – черкески и мехового головного убора – папахи, в конце XIX века получил распространение почти у всех народов Кавказа».

«У мужчин первый дом – бурка», – говорит пословица.
«У мужчин первый дом – бурка», – говорит пословица. Фото: Из личного архивa

Традиционной стала черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без неё считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Шили эту одежду из домотканого сукна синего, чёрного, серого или бежевого цвета. Особенно ценились черкески из верблюжьей шерсти, белые, а также из дорогого фабричного сукна. На нагрудную часть с двух сторон нашивались газырницы – своего рода карманы, многократно простроченные по вертикали. В образовавшиеся таким образом пазы помещали ёмкости для хранения пороха.

«Широко использовали бурку. Её носили внакидку и зимой, и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. Она служила палаткой и постелью. «У мужчин первый дом – бурка»,– говорилось в пословице. Излюбленным головным убором мужчин на Кавказе были меховые шапки различной формы. Шили их обычно из шкурок ягнят, молодых овец особой породы, из дорогого бухарского каракуля. Носили шапки зимой и летом», – рассказывает эксперт.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах