2019 год стал рекордным по числу китайских туристов в Санкт-Петербурге - город принял 1,3 млн путешественников из Поднебесной, и планируется, что их число будет увеличиваться. Однако особых доходов Северной столице они не приносят, а напряженность в обществе из-за нашествия гостей только растет.
Как устроен китайский туризм и можно ли его сделать выгодным для России, - рассказала Полина Рысакова, социолог, директор лаборатории изучения китайского туризма, доцент кафедры теории общественного развития стран Азии и Африки СПбГУ.
Разбогатели и поехали
Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Эксперты прогнозируют, что в 2020 году число китайцев, у которых есть загранпаспорта, вырастет вдвое. Почему жители Поднебесной начали так активно путешествовать?
Полина Рысакова: Успех экономики страны и ряд проведенных реформ отразились на благосостоянии граждан. У нас накануне пенсионной реформы много говорили о том, что в Китае нет пенсий, но это не совсем так. Начиная с 2010-го года китайская экспортно-ориентированная модель экономики перестала показывать рост, и была сделана ставка на наращивание внутреннего потребления. Для чего пришлось провести и преобразования в социальной сфере. Ведь раньше фактически все траты на образование, медицинское и пенсионное обеспечение ложились на плечи самих граждан Китая. В итоге люди годами откладывали деньги на «черный день», не позволяя сиюминутные траты.
Вместе с ростом зарплат и социальными гарантиями от государства, китайцы получили «свободные» средства и возможность их тратить, в том числе на путешествия. Сегодня средняя зарплата в преуспевающих городах первой линии - 10 тыс. юаней (почти 91 тыс. руб.), в городах второй линии - 8 тыс., что превышает российские показатели. Кроме того, в стране существует прогрессивная шкала налогообложения и тот, кто получает до 3 тыс. юаней в месяц, платит лишь 3%. Поэтому последние пять лет активно растет поток туристов из отдаленных регионов, до которых дошел бум богатства. Все это подкрепляется активным развитием региональных аэропортов, в том числе и с международными вылетами. Например, существует прямой рейс из провинции Сычуань (город Чэнду Шаньдун) в Петербург, что способствует притоку региональных туристов.
- Летом 2019-го года, из-за наплыва путешественников из Китая в «Царском Селе» был объявлен «красный уровень опасности». Напряженность в обществе из-за такого «туристического ига» растет.
Сегодня турпакет в нашу страну изначально продается по заниженной цене (даже ниже себестоимости), а разница покрывается за счет принудительного шопинга и продажи дополнительных экскурсий, цены на которые многократно превышают их реальную стоимость. Даже единоразовый проезд в метро для китайского туриста может стоить больше тысячи рублей. При этом изначально заказываются услуги не очень высокого качества. Так, обед тургруппы в Петербурге (из расчета 8 горячих блюд и один суп) обходится всего в три доллара на человека, что очень небольшая сумма. В итоге самими китайцами Россия воспринимается как дешевое и низкокачественное направление. Это привлекает низкобюджетные группы из внутренних регионов Китая, а многих и отпугивает. Например, если почитать отзывы Екатерининском дворце, то немалая их часть будет негативной. Очереди, невозможность купить билеты на поезда отталкивают европейских, российских - и азиатских туристов в том числе.
Невежество или традиции?
- При этом в многих западных городах, наоборот, делают все, чтобы привлечь еще больше гостей из Поднебесной.
- Петербург также имеет амбициозную цель увеличить туристический поток из Китая, чтобы сделать туризм весомым вкладом в бюджет города. Ведь гости из Поднебесной составляют половину всех иностранных визитеров. Однако осуществить это при действующей схеме невозможно.
Сегодня приемом китайских туристов на территории России занимается сама китайская сторона - полностью замкнутый бизнес. Мы имеем китайские рестораны, которые закупают продукты, выращенные на китайских овощных базах; исключительно китайских гидов-переводчиков, не имеющих специальной лицензии; китайские парикмахерские, автосалоны, юридические службы и другие закрытые заведения «только для своих», преимущественно концентрирующиеся на Васильевском острове (пресса его уже называет Чайна-тауном). Фактически все это работает в «сером» поле и особого дохода городу не приносит. При этом сложно в чем-то обвинять китайскую сторону – здесь просто пользуются пробелами в нашем законодательстве и возможностью заработать.
Стоит отметить, что Россия - не первая страна, столкнувшаяся с такой проблемой. Есть мировой опыт, который прекрасно работает, но у нас пока не применяется. Например, проект закона, согласно которому гидами-переводчиками могут быть только граждане России, уже давно лежит в Госдуме. Стоит ли наращивать туристический поток при сложившейся ситуации - вопрос. Петербург уже близок к исчерпанию возможности приема туристов. Городские музеи, транспорт работают по старым схемам, не ориентированным на такое число гостей. Систему нужно модернизировать, строить отдельную ветку для «Сапсана», как предполагалось изначально. На самом деле и при нынешнем потоке мы не получаем всю возможную прибыль. При наведении порядка в сфере, может оказаться, что существующего числа туристов уже достаточно и не стоит повторять судьбу Барселоны или Венеции.
К тому же опасно ориентироваться только на один сегмент, если он иссякнет - бизнес может рухнуть. И такие примеры были в Тайване, Южной Корее, когда в силу политических и экономических разногласий, китайские власти ввели ограничения на групповые путешествия в эти страны.
- Для петербуржцев не совсем понятна культура поведения китайцев: ходить толпой, громко говорить и плеваться на пол. Это плохие манеры или особые традиции?
- Действительно, в китайской культуре есть представление о том, что слюну надо обязательно сплевывать, так как она содержит в себе «грязную», «отработанную» энергию. Однако в основном активно плюются и громко разговаривают туристы из отдаленных провинций Китая. Если брать средний класс, он фактически полностью перенял европейскую модель поведения и с осуждением смотрит на некоторых соотечественников. Но и самые глухие провициалы могут быть прекрасными туристами - людям нужно лишь объяснить. К сожалению, сегодня у работающих с китайскими туристами гидов нет установки на знакомство с культурой России, внимание к музейным объектам, сохранение памятников. Их задача - получить максимальную прибыль.
Местный же гид показывает страну, с культурой которой он знаком, ему еще здесь жить и ходить по этим музеям. У него нет первоочередной задачи провести по всем возможным магазинам Невского проспекта. Он объясняет, делает замечания… Кроме того, перед иностранцами китайцы стараются вести себя более достойно, сохранять лицо нации.
Но пока эта проблема не решена, петербуржцам стоит проявить терпение и вежливость к гостям.
- Насколько сегодня сам Китай интересен россиянам?
- Популярность изучения китайского языка растет с каждым годом – сегодня его преподают в 80 вузах страны. В первую очередь, это связано с надеждой ведения бизнеса с партнерами из Поднебесной, получением образования в этой стране. Но если усилится тенденция, о которой мы говорим, и китайский бизнес будет замыкаться на себе все больше, такие знания могут стать бесполезными.