Его подготовили на базе Дома национальностей города. В нем даны различные сведения о национально-культурных объединениях, землячествах и обществах Петербурга. Вот краткая информация о некоторых из них.
Азербайджанцы
Первые азербайджанцы появились в Петербурге в начале XVIII века. Это были торговцы, строители, ремесленники. Своим трудолюбием и честностью они завоевали уважение простых горожан и знати. Присоединение северной части Азербайджана к России в начале XIX века привело к росту азербайджанской диаспоры в Петербурге.
С образованием в 1920 году Азербайджанской ССР численность диаспоры в Ленинграде росла за счет специалистов, студентов и курсантов военных училищ. Многие из них геройски защищали город на Неве во время Великой Отечественной. В Книге памяти Азербайджана упоминается о 850 азербайджанцах, павших в боях за Ленинград. В школе на Гороховой, 6, учился будущий президент страны Гейдар Алиев. Сегодня работает общественная организация «Азербайджанская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Почти все дети, растущие в городе в азербайджанских семьях, знают родной язык.
Греки
Первые греки поселились в Петербурге со дня основания города. Петр I ценил их как умелых моряков и охотно нанимал для работы на Адмиралтейских верфях. Первое поселение – Греческая слобода, где жили профессиональные военные и мастеровые, располагалась на берегу Мойки. В городе до сих пор существуют Греческая улица и Греческий проспект. На Литейном проспекте, д. 24, находится бывший доходный дом, которым владел потомок византийских князей Александр Мурузи.
С 1992 года работает Национальное общество «Петрополис». Ежегодно члены землячества отмечают 25 марта День независимости Греции и 28 октября – День «Охи», что в переводе с греческого означает «Нет». Это память об отклонении ультиматума, поставленного стране фашистской Италией.
Грузины
Постоянно проживающие в Санкт-Петербурге грузины появились в 10–20-х годах XVIII века. Одним из близких соратников Петра I был грузинский царевич Александр Багратиони. В 1812 году, во время Отечественной войны, в Петербурге был сформирован Грузинский гусарский полк.
Часть грузинских семей, прибывших в Петербург, оседала в городе, ассимилируясь в русское общество. В одной из них родился композитор и ученый-химик Александр Бородин, среди других выделялись выдающийся хореограф Георгий Баланчин и известный литературовед и телеведущий Ираклий Андроников.
С 1989 года в городе на Неве действует грузинское землячество «Иверия». Работают творческие коллективы, в том числе хоры. Организация всегда видела своей задачей сплочение грузин для сохранения культурного наследия, эта линия продолжается.
Караимы
В Санкт-Петербурге «Общество вспомоществования недостаточным учащимся караимам» появилось в конце 1880-х. В феврале 1907 года оно преобразовалось и просуществовало до первых послереволюционных лет.
Новое землячество возникло в 1992 году и сегодня носит название «Санкт-Петербургское этнокультурное общество развития караимской культуры и сохранения культуры этноса крымских караимов (караев)».
В разное время его участниками были видные деятели науки: изобретатель бездымного двигателя внутреннего сгорания Вениамин Кушуль, доктор биологических наук Ольга Иванова-Казас, профессор Горного университета Игорь Дибров и другие.
Общество изучает историю крымско-караимского этноса, проводит лекции, вечера фольклора и музыки. Члены общества активно участвовали в издании «Караимской народной энциклопедии» в 6 томах.
Курды
В городе на Неве давно сложилась курдская диаспора, тон в ней задавали ученые – востоковед, один из основоположников отечественного курдоведения Канат Курдоев, филологи Зара Юсупова, Керим Эйюби. Связаны с Петербургом известный артист балета, хореограф и режиссер Михайловского театра Владимир Аджамов, певица Зара Мгоян.
В ноябре 2015 года в Петербурге торжественно открылся Курдский культурный центр «Единство», цель которого – сохранение курдской культуры, национальных традиций и языка.
Молдаване
Санкт-Петербургская «Молдавская национально-культурная автономия» была образована в мае 2009 года. Усилия диаспоры направлены на объединение молдаван, проживающих в городе. Организация создает площадки для общения земляков, помогает им адаптироваться к жизни. За годы деятельности автономия оказывала помощь детским домам, организовала группы по изучению молдавского языка, провела несколько литературных вечеров и выставок. В частности, состоялся «Вернисаж молдавских художников из Санкт-Петербурга», представивших свои работы в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.
Состоялся в Петербурге и фестиваль молдавской культуры «Я вижу Молдову во снах...» Пять дней петербуржцы знакомились с историей, культурой и обычаями молдаван. При поддержке диаспоры в Петербурге существует молдавский отряд имени М. В. Фрунзе Всероссийского военно-патриотического движения ЮНАРМИИ.
Таджики
Связи Таджикистана с Петербургом имеют давнюю историю. Еще в 1857 году видный просветитель Ахмад Дониш, посетив Северную столицу, стал последовательным пропагандистом русской культуры у себя на родине. На его идеях воспитывались лучшие представители передовой таджикской интеллигенции.
С 2000-го по 2013 год выходцы из Таджикистана создали в Петербурге несколько общественных организаций. В 2014 году их объединил Координационный совет таджикской диаспоры по Петербургу и Ленобласти.
В 2020-м в Политехническом университете Петра Великого к 700-летию выдающегося поэта Камола Худжанди прошел «Вечер таджикской поэзии». Регулярно отмечается мусульманский праздник «Навруз». Для детей проводятся новогодние елки в Доме национальностей. Совместно с Генконсульством Республики петербургские таджики празднуют День независимости и День конституции Таджикистана.
Татары
Татары были одними из первых строителей Северной столицы. Не случайно рядом с Петропавловской крепостью и по сей день сохранился Татарский переулок. Во время Великой Отечественной из Татарстана ушли на фронт 700 тысяч человек. Около 20 тысяч погибли в боях за Ленинград.
Сегодня в Петербурге работает Татарская национально-культурная автономия. Ее активисты принимали деятельное участие в реставрации Соборной мечети и строительстве новой, в Коломягах. Постоянно благоустраивается старинный мусульманский участок на Волковском кладбище.
При ТНКА действуют некоммерческое партнерство содействия развитию предпринимательства и женское движение, помогающее ветеранам, женщинам и детям. Поддерживаются и активные занятия спортом, а праздник «Сабантуй» давно стал массовым. В 2018 г. появилась новая общественная организация «Санкт-Петербургский культурный центр «Мирас» (Наследие)». Ее костяк составила молодежь, которая изучает родной язык, вокал и народные танцы. Для желающих действуют курсы татарского языка.
Комментарий
Профессор, доктор исторических наук, автор книги «Национальность – питерские» Тамара Смирнова:
«Сегодня культура Петербурга – удивительный сплав традиций, влияний разных народов при ведущей роли русской культуры. В Петербурге всегда жили представители десятков иных народов (от 6 до 23%), и сейчас в Северной столице обосновались представители свыше 170 национальностей. Держится эта пестрая семья вместе, дружно. С одной стороны – сохраняют свои культуру, традиции. Общаются на родном языке, вместе собираются, отмечают праздники. Никто друг от друга не изолируется, наоборот – при решении общих задач часто объединяются. С другой – все вместе работают на пользу города. Надо понимать: все они – граждане Российской Федерации, постоянные жители Петербурга. Часть петербургского социума, а не «понаехавшие» или трудовые мигранты, которые прибывают на временный срок. Многие живут здесь из поколения в поколение. И сегодня абсолютное большинство заинтересованы не только в сохранении значимых элементов своей культуры, но и в развитии, процветании Петербурга как нашего общего дома».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.