Изучая быт и культуру народов, нельзя обойти стороной прикладное искусство. Испокон веков мастерицы расшивали одежду и домашний текстиль различными орнаментами. Шитьем занимались в каждом регионе, ведь оно не требовало особых инструментов, лишь нитку, холст и иголку, которые были в каждом доме.
Откуда на Севере грифоны?
Вепсы, карелы, ижоры, вожане – орнаменты этих народов Северо-Запада самобытны, хотя и имеют схожие детали. Дело в том, что мастерицы из разных деревень заимствовали друг у друга идеи и воплощали их на рубахах и полотенцах.
«Вепсы использовали орнаменты на одежде как некий оберег, – рассказывает сотрудник филиала ГБУК ЛО ДНТ «Вепсский центр фольклора» Татьяна Сергеева. – Символы вышивали на рубахах, головных уборах и полотенцах. Мои бабушки рассказывали, что женщины наносили защитные орнаменты на кисеты или нижние рубахи мужей, сыновей, которые отправлялись на фронт во время Великой Отечественной войны».
Большинство значений орнамента утрачены. Известно значение лишь определенных символов: солярные знаки символизировали свет и тепло, ромбы – землю и поле, восьмилучевые розетки – луну. В вышивке вепсов чаще всего встречается дерево в различных вариациях. Этот символ родом из первобытных эпох и означает жизнь, род, мифологическое представление о мироздании. Часто вышивали птиц, женские фигуры и реже животных, например, коня: двуглавого, с всадником или без. Крайне редкие орнаменты – барсы, львы и волки.
«В нашем центре хранится большая коллекция расшитых орнаментами полотенец и подолов юбок конца XIX века, а в Российском этнографическом музее есть венчальная мужская рубаха, которую привезли из экспедиции 1929 года. Однако существуют и более древние образцы шитья, например, те, что найдены в курганах юго-восточного Приладожья и датируются XII веком. По мнению исследователей, они принадлежат древним вепсам. Это грифоны и деревья, вышитые на остатках шелковых воротников золотой нитью. Больше таких орнаментов и техники вышивки у вепсов не встречалось. Вероятно, эти символы мастерицы подсмотрели из культуры Византии», – объясняет Татьяна Сергеева.
К сожалению, не сохранился уникальный предмет, знакомый только по работам исследователей, – это вышитая свадебная простыня, которой укрывали экипаж молодых. В начале XIX века это уже был крайне редкий предмет, который одалживали на свадьбы.
Выбрать невесту по полотенцу
Сотрудник Ижорского музея Никита Дьячков рассказывает, что одежда ижор и вожан была богата антропорморфными и зооморфными символами, геометрическими деталями. Однако их семантика неизвестна.
«Дело в том, что еще в начале XX века в российской науке считалось будто ижоры – это часть карельского народа и отдельно исследовать их культуру не стоит, – рассказывает Дьячков. – Поэтому значение символов на орнаментах утеряно, однако предназначение их понятно: одежды расшивали для красоты, но в первую очередь для защиты от сглаза и злых духов».
Исследователи предполагают, что свой особый орнамент был в каждой ижорской деревне. И в целом женщины старались вышить как-то по-особенному свой наряд, чтобы выделиться. Рукодельницы ценились: уже с 4 лет девочки учились вышивать, потому как к свадьбе они должны были подготовить около 60 вышитых полотенец.
«Созданием приданого занимались на зимних посиделках. Есть версия, что по вышивке парни выбирали себе невест – если невозможно определить, где изнанка, а где лицевая сторона, значит, девушка трудолюбивая и аккуратная, будет хозяйственной и в жены подходит. На мой взгляд, это всего лишь легенда, но она показывает, насколько было важно уметь держать в руках иголку», – продолжает Дьячков.
Вышивали не только полотенца, но и рубахи, передники, а также саппаана – головной убор с хвостом. Ижоры и вожане использовали в орнаменте человеческие образы, деревья, птиц, головы лосей и даже вышивали павлинов – вероятно, вид этой экзотической птицы подсмотрели у других народов. Дело в том, что ижоры никогда не жили замкнуто и заимствовали идеи у соседей. Например, начали носить традиционный русский сарафан, но рубаху под него продолжали украшать традиционной вышивкой в тех местах, куда могли проникнуть злые духи: на плечи, по манжетам и на горловине. Все это стягивалось поясом, который служил дополнительной защитой.
Кстати, важным отличием вышивки ижор был полихром – они любили расшивать одежду желтыми, зелеными, голубыми, розовыми нитями, в то время как их соседи отдавали предпочтение красному цвету.
Зачем летом варежки?
Традиция наносить на одежду защитные орнаменты использовалась не только в вышивке и ткачестве. Под влиянием европейцев в XVII веке распространилось узорное вязание, мастерицы переносили на варежки, перчатки и носки знакомые им орнаменты. Рукавицы с орнаментом были сильнейшим оберегом, ведь владельца от колдовства защищали и символы, и сама шерсть. Поэтому в некоторых случаях варежки носили с собой даже летом.
Перчатки и варежки были обязательным элементом у молодоженов, которым запрещалось подавать кому бы то ни было обнаженную руку. Те, кто нарушал запрет, могли оказаться под влиянием злых чар. Свадебные рукавицы украшали по-особенному: помимо древних солярных символов, крестов и ромбов, декорировали и кончики пальцев. Манжеты украшали бахромой, в которой закрепляли куколок – души предков.
Расшитые орнаментами рукавицы входили и в состав приданого, поэтому невесте приходилось заготавливать до 100 пар перчаток! Дело в том, что этим предметом гардероба обменивались и в случае сватовства, и на самой свадьбе, где рукавицы получали многочисленные родственники.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.