В эти дни Петербург встречает «Поезд Победы. Проект необычный. В движущемся составе, на колесах, размещена историко–художественная экспозиция о военном времени. Это поезд, несущийся по дорогам войны. Он состоит из восьми вагонов. В каждом свой сюжет, образы, герои, но все вместе они - единое целое.
Проехать на «машине времени»
Достоверность такая, что, войдя, некоторые посетители не сразу идут дальше. Кажется, что попал в другое измерение, другую страну, и хочется поближе рассмотреть все, что происходит. Не случайно поезд уже назвали «машиной времени».»Чтобы добиться такого эффекта, трудилась команда из 70 человек. Они проделали большую, скрупулезную работу. Пи подборе униформы, костюмов использовались оригинальные предметы одежды и снаряжения 1930–1940–х годов. Была продумана и специальная IT–система для управления оборудованием. В итоге реальные музейные экспонаты объединили с современными мультимедиа–возможностями. Спецэффекты, голограммы, интерактивные панели – с панорамами боев, исторической реконструкцией. Трехмерную компьютерную графику – с моделями военной техники. А инженеры постарались, чтобы электроника не давала сбоев в условиях движения и переменной вибрации.
Организаторами акции стали Министерство науки и высшего образования РФ, ОАО «Российские железные дороги», историко–художественная мастерская «Невский баталист» и медиагруппа «Красный квадрат».
«Для нашей команды это был самый сложный проект за все шесть лет работы, – рассказал руководитель «Невского баталиста» Дмитрий Поштаренко. – Во–первых, сроки. Свыше 150 фигур, композиций необходимо было создать за короткое время. Во–вторых, пространство. Ширина поезда – 2,60 м, и показать на такой площади исторические события, узнаваемых персонажей чрезвычайно сложно. Поэтому каждый образ продумывался в деталях, а герои подбирались очень тщательно. Нам хотелось доходчивым языком объяснить и взрослому, и ребенку, что такое война».
Состав идет на фронт
…Идем через восемь вагонов. В первом – довоенная пора, солнечный день. В плацкарте едут самые разные люди: инженеры, пионеры, летчики. Они еще не знают, что мирное время отсчитывает последние часы. Второй вагон уже направляется на фронт. Жизнь кардинально изменилась. На передовую едут как кадровые военные, так и курсанты, ополченцы. Впечатляет сцена, когда совсем юных красноармейцев учат заполнять бланки, которые затем положат в медальоны–смертники. И вот они уже в бою, защищают Москву. Один курсант заряжает оружие, второй поднимается в атаку, а ополченец бросает гранату на надвигающийся вражеский танк…
Наотмашь бьет и увиденное в третьем вагоне – концлагерь. Это напоминание о страшных преступлениях против человечества. Как подтверждение - гора обуви, снятой с погибших людей - жуткий символ «фабрик смети». Здесь же сцена, когда два нациста пытают советского офицера, взятого в плен в Брестской крепости. Все это сопровождается криками охраны и злобным лаем псов, готовых растерзать измученных людей.
Сильные ощущения оставляют все фрагменты экспозиции. Банно-прачечный отряд, теплушки, быт блокадного Ленинграда, уголок связиста, советский бронепоезд «Илья Муромец», почти дошедший до Берлина. Однако организаторы постарались не только вызвать эмоции, но и дать немало интересной, познавательной информации.
Так, в разделе, посвященном науке, рассказывается о микробиологе Зинаиде Ермольевой, разработавшей первый советский пенициллин. Это лекарство спасло тысячи жизней. А в штабном вагоне раскрывается успех наступательной операции «Багратион». Мало кто знает, что прорыв в Белоруссии стал возможным не только благодаря полководческому таланту генерала Рокоссовского и его командиров, но и самодельным крестьянским мокроступам. Благодаря этим «лыжам» наши войска сумели пройти по болотистой местности и провезти орудия. В вагоне показан момент, когда командующий примеряет «мокроступы», а офицеры совещаются у карты.
Санкт-Петербург встретил «Поезд Победы»
Перекличка во времени
И таких эпизодов, деталей, перекличек во времени немало.
«Поезд Победы» – еще один весомый вклад в сохранение исторической памяти. Спасибо его создателям, – поблагодарил организаторов генерал–майор авиации в отставке, председатель Совета Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Василий Волобуев. – Уверен, что поезд, пройдя по Городам–героям, Городам воинской славы, поможет сегодняшней молодежи увидеть то время, войну, глазами ее участников. Дети и внуки тех, кто воевал, должны знать, в каких условиях мы победили, какой ценой завоеван мир».
«Это уникальный проект, – подтвердил председатель комитета по социальной политике города Александр Ржаненков. – Сегодня важно показать молодым, как все было на самом деле. Авторам идеи это удалось. Мои родители тоже воевали, выдержали немало испытаний, и меня особенно впечатлил вагон-концлагерь. Поражает реалистичность выставки: ты будто оказываешься в «настоящем» окопе, «помогаешь» раненым, видишь сожженную деревню».
27 октября состав из Петербурга отправится в Мурманск.
«Маршрут движения будет разделен на две части, – сообщила заместитель руководителя дирекции Года памяти и славы Марина Павленко. – Поезд пройдет по линии фронта, а затем по транссибирской магистрали. Он проведет в пути 36 дней и побывает в 13 городах России, в том числе Пскове, Мурманске, Архангельске, Курске, Волгограде и других. В каждом из этих городов помогать в работе организаторам будут «Волонтеры Победы» – школьники, студенты вузов и техникумов. Это еще одна, основная часть проекта – связать прошлое с настоящим. Донести до молодых людей ключевые ценности Победы и сохранить общую историческую память».