Людмила Вербицкая - одна из самых известных и успешных дам нашего города. 15 лет она возглавляла Санкт-Петербургский государственный университет. Первая женщина за 270 лет его существования!
Во всём мире признан её авторитет крупного учёного и общественного деятеля, а труд отмечен множеством наград. Она заседает в ЮНЕСКО, выступает на самых престижных форумах. Сильные мира сего советуются с ней, как правильно произнести то или иное слово. Нередко звонит и президент, требовательный к своим выступлениям. Всегда уверенная, эффектная, она производит впечатление человека, жизнь которого сплошная удача. И мало кто догадывается, что судьба начиналась с жуткой трагедии…
Отца расстреляли
Людмиле было 13, когда в 1949-м арестовали, а через год расстреляли отца. Алексей Бубнов с 1943-го был секретарём горисполкома и попал в жернова «Ленинградского дела». Этот процесс даже видавшие виды чекисты той поры называли одним из самых грязных и загадочных. Людей, которые руководили городом в блокаду, вместе со всеми выдержали пытку голодом и холодом, замучили по насквозь фальшивым обвинениям свои и уже в мирное время. Алексея Бубнова, например, обвинили «в преступной связи с врагами народа и участии в контрреволюционной группе». После жутких допросов были расстреляны 26 человек, входивших в руководство города и страны, тысячи сосланы в лагеря. Причём репрессивная машина жалости не знала. Люду, как и сотни детей «врагов народа», тоже взяли под стражу и под конвоем отвезли в детский приёмник-распределитель. Затем она оказалась во Львове, в трудовой исправительной колонии № 2. Маму ещё раньше сослали в Сибирь, в лагерь под Тайшетом.
Неизвестно, что случилось бы дальше, но мир не без добрых людей. К счастью, на зоне оказалось всё понимающее руководство, которое дало возможность Людмиле, узнице колонии, учиться сначала в школе, а затем и во Львовском университете на русском отделении филфака. Этим людям она благодарна до сих пор.
В 1953-м умер Сталин, а в 1954-м отца полностью реабилитировали… Люда вернулась в родной город и перевелась в ЛГУ. Уже тогда она решила, что будет учёным-филологом, так что после окончания устроилась на одну из кафедр. Пройдёт ещё 36 лет, и прежняя лаборантка возглавит альма-матер. Причём этому взлёту карьеры тоже предшествовали драматические обстоятельства.
В мае 1993-го, не дожив и до 50, от сердечного приступа скончался ректор Университета Станислав Меркурьев, блестящий учёный и организатор. Умер прямо в больнице в палате для VIP-персон. Во время прощания все запомнили речь первого проректора Людмилы Вербицкой. Она прямо сказала, что в случившемся велика вина врачей, и пообещала, что Университет, несмотря ни на что, будет и в дальнейшем не просто лучшим, а ведущим вузом страны.
«Как бы» по-русски
Будущее показало, что своих слов она на ветер не бросает. 15 лет её руководства стали временем активного развития этой студенческой республики. Открылись новые факультеты, высшая школа менеджмента, появились передовые направления работы. Тысячи юношей и девушек мечтали учиться в здании Двенадцати коллегий, конкурс на одно место доходил до 25 человек и больше. Вербицкая в это время становится одним из лидеров интеллигенции города, а ораторское искусство, умение говорить без бумажки, выгодно отличает её от путающих падежи и числительные новых хозяев жизни.
Впрочем, с обитателями высоких кабинетов она тоже всегда умела ладить. Как и с двумя самыми статусными выпускниками, президентами-премьерами Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. А с экс-первой леди Людмилой Путиной, тоже окончившей филфак, её до сих пор связывают доверительные, тёплые отношения. Возможно, именно этим объясняется, что и двух дочек первая пара России отправила учиться именно в родной университет под крыло проверенного ректора. Кстати, сама Людмила Вербицкая талантливо сочетала карьеру и личное счастье. От любви и прочного брака родились две дочки, а сейчас радуют внуки.
Правда, несмотря на дружбу с небожителями, Вербицкая, что называется, держала дистанцию. Более того, первой открыто рискнула поправлять сильных мира сего, говорящих «как бы» по-русски.
К ней прислушивались Ельцин, Черномырдин, а Горбачёв даже попросил фиксировать и исправлять его ошибки. Полгода она добросовестно отслеживала словесные ляпы генсека, а затем позвонила тогдашнему министру образования Ягодину и сказала: «Всё, заканчиваю, толку никакого. Как было у главы государства углУбить, так и осталось. Как произносил «азебайджанский», так и продолжает». Правда, когда прозвучало знаменитое «мочить в сортире», она с ходу признала уместность такого выражения и отстаивала его правомерность.
Затем, услышав, как изъясняются люди, от которых зависит благополучие страны, тоже первой предложила издать карманный словарь для чиновников. Выпуск этой небольшой книжечки (856 слов) стал бестселлером, одно время её перед глазами держали в правительстве, Думе и сенате, но затем куда-то убрали. Вербицкая также публично добивалась, чтобы госслужащие, кандидаты в депутаты Госдумы сдавали экзамен по русскому языку. Ведь их речь влияет на сознание окружающих! Кто не сдаст - не имеет права заседать в Кремле и на Охотном ряду. Но и здесь ей оказали «зажим демократии».
Против кого дружим?
Сама она с демократией была порой в сложных отношениях. В 2000-х пыталась уволить тогда декана юрфака Николая Кропачева «за стремление к сепаратизму». Что не помешало ей в 2008-м уступить ему кресло ректора, а самой занять пост президента. Кстати, в это же время в Университете разгорелся резонансный скандал между Кропачевым и тогда деканами медицинского факультета Сергеем Петровым и журфака Мариной Шишкиной. В него оказался втянут даже премьер Дмитрий Медведев. На выборах они были «за» нового ректора, но затем начались взаимные претензии, связанные с финансами. В итоге дело дошло до публичных обвинений в «административном произволе» и громкого увольнения. Вербицкая в этой ситуации, несмотря на то, что раньше всячески хвалила Шишкину, сделавшую журфак из середнячка передовым, полностью поддержала Николая Кропачева. Более того, обратилась с иском в Куйбышевский суд, требуя наказать отступников за «ложные сведения, прочащие деловую репутацию СПбГУ».
В том же году разразился и другой скандал, коррупционный. На скамье подсудимых оказались шесть сотрудников Университета, в том числе один из проректоров, начальник материально-технической базы. Они обвинялись в хищении средств, выделенных на ремонт и реконструкцию исторического здания. По версии следствия, с 2001-го по 2006 год при помощи различных махинаций из бюджета похитили 98 млн руб. Вряд ли руководство уважаемого вуза ничего не знало о такой деятельности своих подчинённых...
В прошлом году Людмила Вербицкая удивила всех ещё раз, возглавив Российскую академию образования. При этом она по-прежнему руководит филфаком и преподаёт. Зачем ей такие нагрузки, жизнь на две столицы, бесконечные поезда-самолёты? В одной из бесед она сказала, что привыкла выкладываться по максимуму и до сих пор следует девизу юности «бороться и искать, найти и не сдаваться». Жизнь преподала ей столько уроков, что теперь она не имеет права что-то делать вполсилы. Так что снова спешит в Университет.