Несмотря на то, что Масленицу в Петербурге обычно празднуют шумно и весело, современным праздникам далеко до размаха народных гуляний, которые устраивали во времена Петра I. В XVIII веке город на Масленицу превращался в одну большую ярмарку-балаган. О том, как это было, SPB.AIF.RU рассказал краевед Аркадий Васильев.
«Катальная потеха»
С начала XVIII столетия в Петербурге проходили самые масштабные масленичные гуляния. По всему городу строили большие ледяные горки.
«На ровных берегах строили деревянные горки и заливали их водой, - рассказывает краевед Аркадий Васильев. – Люди выезжали на санках прямо на лед Невы. Некоторые горки по высоте не уступали современным пятиэтажкам. По ним можно было спуститься от Адмиралтейской площади до Дворцовой».
Горки украшали деревянными скульптурами, небольшими елками и гирляндами из флажков. «Катальная потеха» так нравилась жителям города, что они веселились с утра до самой ночи. В темное время суток горки освещались фонарями. Катались все – мужчины и женщины, дети и взрослые. Рядом с такими аттракционами торговцы разворачивали свои лотки, создавали большие ярмарки.
«Самая крупная ярмарка располагалась в центре города, на площади перед Адмиралтейством, - говорит Васильев. – Здесь продавались не только блины с горячим чаем из самовара, но и всевозможные сладости – орехи в сахаре, конфеты, пряники. На площади было устроено несколько театров со скоморохами и шутами, были популярны и кукольные театры. Больше всего зрители любили номера с дрессированными медведями, которые пили чай из самовара и танцевали».
Конные гонки
Другим развлечением Масленицы было катание на конных санях. Специально к праздничной неделе все разукрашивали свои сани и рассекали в них по городу. Часто ездили вереницами, друг за другом.
«Петр I особенно любил эту забаву, - отмечает краевед. – Как и все русские, он любил быструю езду. В своих санях он буквально летал между ярмарками, угощался блинами со сбитнем и принимал участие во всеобщем веселье».
Прямо на льду Невы устраивали конные гонки. Удивительно, но за все время таких забав ни один всадник с лошадью не провалился под лед.
Однажды царь Петр решил устроить костюмированное санное шествие на Масленицу. Он пригласил покататься на санях знатных вельмож и придворных особ. Петр распорядился, чтобы все приглашенные были одеты в маски и карнавальные костюмы. Увы, шествию не суждено было состояться.
«В 1724 году в Петербурге всю Масленицу мела непроходимая вьюга и стоял почти 30-градусный мороз, - рассказывает Аркадий Васильев. – Никто из гостей так и не прибыл на катанье».
Праздник без перерыва
«Люди в XVIII веке умели веселиться, не то что сейчас, - считает краевед Васильев. – Возьмем, например, взятие снежного городка. Сейчас эта забава постоянно проходит на Масленицу. Снежную крепость берут штурмом, это происходит довольно быстро, на этом все заканчивается. 300 лет назад та же самая потеха была гораздо веселей».
В XVIII веке снежную крепость строили прямо на льду Невы. В центре сооружения делали прорубь. Такую крепость штурмовали на конях. Защитники отбивались снежками, прогоняли коней сучьями и метлами. Когда крепость, наконец, была взята, победитель, который первым врывался в снежный городок, должен был окунуться в прорубь.
В XIX веке самая большая ярмарка на Масленицу проводилась на Марсовом поле. Здесь же сжигали чучело. Один богатый петербургский купец по фамилии Подозников строил на Неве напротив Сената высочайшие горки за всю историю празднования Масленицы в городе. Их высота достигала почти 30 метров. Спуск с такой горы могли позволить себе только богатые люди: купец собирал за развлечение немалую плату.
По всему городу ходили музыканты, акробаты и другие циркачи. Веселье было круглосуточным в течение целой недели.
«Гуляли и веселились всю весь день и всю ночь, а с утра праздник продолжался, - говорит краевед. – Петербуржцы той эпохи знали толк в развлечениях!».