2282

Без рук. Как русские императоры безуспешно пытались запретить кулачные бои

Кулачные бои – развлечение дикое, древнее и любимое русским народом за возможность продемонстрировать лихой нрав. Издавна они были и способом разрешения споров, и нашим вариантом дуэли, и просто развлечением.

SPB.AIF.RU рассказывает о неудачных попытках прекратить эту практику, одну из которых 14  июля 1743 года предприняла императрица Елизавета Петровна.

Из глубины веков

Еще «Повесть временных лет» рассказывает историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого одолевшего тем же способом и самого печенега.

Кристиан Гейслер. Игры и забавы русских низких сословий, Лейпциг, 1805. Фото: Commons.wikimedia.org

Позже Михаил Лермонтов обращался к похожему сюжету в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», описав кулачный бой между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Калашников победил, отстояв честь жены, оскорбленную Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был позже казнен по приказу царя.

Кулачные бои «стенка на стенку» и вовсе были обязательной частью народных гуляний. До сих пор они остаются одним из стереотипов о русских – достаточно вспомнить сцену из фильма «Сибирский цирюльник», где в конце XIX века в центре Москвы изумленная американка наблюдает за полуголыми дерущимися в снегу людьми.

Несмотря на безобидный, в общем-то, характер этого развлечения, наложить на него вето пытались еще со времен Крещения Руси. И каждый раз безуспешно.

Анафема бойцам

До X века кулачные бои носили обрядовый характер – ратные состязания без оружия проводились в славянских племенах в честь Перуна, который считался покровителем боевых искусств. С Крещением Руси, как известно, все языческие ритуалы подверглись гонениям. И рукопашные бои в том числе. В XIII веке собор во Владимире принял за правило «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Угроза оказалась действенной – например, за время правления царя Федора Иоанновича в 1584-98 годах летописи не зафиксировали ни одного поединка. Правда, государство, в отличие от церкви, к этой народной забаве относилось равнодушно, не поощряя и не запрещая ее.

Кулачные бои постепенно прекратились сами собой, когда исчез практиковавший их социальный класс. Фото: Commons.wikimedia.org

В XVII веке светская власть присоединилась к церковным настроениям: 9 декабря 1641 года царь Михаил Федорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье». Спустя 45 лет от имени юного царя Петра I был издан похожий указ: «Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье».

Впрочем, история говорит, что возмужавший император ничего против такого развлечения не имел и даже находил в нем «удаль русского народа». Разумеется, и на время действия царских указов бои не прекращались насовсем, а лишь уходили в подполье – участники строго следили за соблюдением правил поединка и тщательно выбирали место и участников.

Пацифизм Елизаветы

Новую попытку запретить древнюю забаву ровно 272 года назад предприняла Елизавета Петровна. Как гласит легенда, императрица узнала об особо жестоком поединке, который прошел на Миллионной улице, и издала указ: «Никому кулачных боев, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве не заводить и не биться, чего накрепко смотреть главной полиции». Распоряжение это продержалось в силе совсем недолго: в годы правления Екатерины II (1762 – 1796) кулачные бои опять попали в милость. Сам граф Григорий Орлов был хорошим кулачником и часто проводил состязания.

Новый виток «борьба с борьбой» получила при Николае I в 1832 году, когда был подписан свод законов, гласивший, в частности: «Кулачные бои, как забавы вредные,— вовсе запрещаются». Наказание за это, впрочем, было таким же легким, как за нарушение общественной тишины и порядка. Разумеется, удалым гулякам по праздникам и выходным это не мешало сходиться на полях или замерзших реках, чтобы померяться силой.

Формальный запрет публичных кулачных боев сохранялся и в новых редакциях законов вплоть до 1917 года.

После революции

Несмотря на длившиеся столетиями попытки русских императоров искоренить кулачные бои, после 1917 года они словно по иронии судьбы были отнесены к «пережиткам царского режима». К видам спортивной борьбы его официально не причислили, и постепенно он утратил популярность, уступив место набирающим силу в России восточным единоборствам. Поспособствовало этому и постепенное исчезновение крестьянства как класса – все же бои «стенка на стенку» были наиболее характерны именно для него.

Сегодня кулачные бои - скорее экзотика, чем традиция. Фото: Commons.wikimedia.org

Сегодня традицию кулачных боев по старым правилам поддерживают разве что в некоторых школах боевых искусств, где этот вид спорта практикуется в порядке экзотики. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах