aif.ru counter
11975

Безоружный «Вездеход». Как создавался первый российский танк

Первый в истории России танк не смог впечатлить армию страны, ему не суждено было провести ни одного боя. К 100-летнему юбилею «вездехода» SPB.AIF.RU вспоминает историю детища изобретателя Александра Пороховщикова.

Первый российский танк был представлен публике ровно 100 лет назад – 20 июля 1915 года. Бронемашина, поставленная на широкую гусеницу и способная нести на себе вооружение, была разработана знаменитым изобретателем Александром Пороховщиковым, с которым родина впоследствии обошлась самым жестоким образом.

К 100-летнему юбилею машины SPB.AIF.RU рассказывает, какая участь постигла первый в стране танк и его создателя.

Броня без оружия

Александр Пороховщиков родился в 1892 году в семье предпринимателя. С юных лет он увлекался механикой и физикой. В 15 лет он уже начал изобретать модели сам. Спустя два года юноша выступил со своим проектом аэроплана, после чего ему поступило предложение поработать во Франции. Несмотря на заманчивость ситуации, юный инженер ответил отказом, поскольку не хотел отдавать свои творения в иностранные руки.

В 1911 году молодой конструктор в Риге организовал опытную мастерскую, где сделал моноплан, а спустя три года построил самолет-разведчик двухбалочной системы. Второй построенный им подобный экземпляр был впервые в мире оснащен гусеничным шасси.

В Риге Пороховщиков начал работу над самой известной своей конструкцией – танкеткой, которой в дальнейшем будет суждено стать первым русским танком «Вездеход». Изобретатель подчеркивал, что хотел создать машину, которая будет помогать пехоте при ведении боевых действий. В отличие от обычного бронированного автомобиля творение Пороховщикова было поставлено на широкую гусеницу, что должно было позволить ей двигаться по бездорожью.

Конструкция первого российского танка. Фото: Commons.wikimedia.org

В начале Первой мировой войны, в августе 1914 года, машина была готова. В январе следующего года поступило распоряжение собирать и испытывать танк в Риге.

На несущую стальную раму установили три опорных и один направляющий каток и натягивающий барабан на верхнюю ветвь гусеницы. С обеих сторон рамы установили по одному колесу. На твердых почвах «Вездеход» опирался на задний, ведущий, барабан и на управляющие колеса. На рыхлых же колеса зарывались в грунт, в ход вступала вся поверхность гусеницы. Широкая гусеница обеспечивала низкое давление на грунт, а это давало высокую проходимость.

18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, переход на колеса при этом не производился. При испытании её скорость достигала 25 км/час, чего не достигали первые зарубежные танки. После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию пока еще безоружного «Вездехода», которая состоялась 20 июля 1915 года.

Экипаж состоял из двух человек – водителя и командира, бывшего также пулеметчиком. В моторном отсеке был установлен 20-сильный автомобильный мотор.

Необычной была броня. Она была сделана многослойной: сверху лежал двухмиллиметровый стальной лист, затем – амортизирующая прослойка из морской травы и затем – второй стальной лист. Общая толщина брони составляла 8 миллиметров. Конструкция позволяла в будущем сделать «Вездеход» плавающим, что и обещал государству изобретатель, только выполнить этого не смог.

Комиссия, принимавшая машину, отмечала полезные свойства «Вездехода», но нашла также и немало недостатков, в числе которых малая проходимость по рыхлому снегу, сложность поворота и проскальзывание ленты. Даже от представленного и доработанного варианта «Вездеход-2» в Главном военно-техническом управлении отказались, а после революции свернули все работы по русским танкам.

Конструктор-шпион

В 1917 году в мастерской Пороховщикова в Петрограде, преобразованной в завод, выпускали самолеты иностранных марок и учебный биплан. После революции талантливый конструктор национализировал свой завод, передав его государству. В роли пилота он сражался в Красной армии, стал советским военным летчиком и продолжил свою конструкторскую деятельность.

Доработанная версия танка Вездеход. Фото: Commons.wikimedia.org

Пороховщиков до самой своей смерти отстаивал ту точку зрения, что именно он является разработчиком первого во всем мире танка. Боевой дебют этих машин произошел в битве на Сомме в сентябре 1916 года. В статье в одной из газет Пороховщиков утверждал, что построил подобный западным аналогам танк на два года раньше. Впрочем, авторство первой в мире такой машины по сей день приписывается Англии.

После нескольких лет работы Пороховщиков был репрессирован. Изобретатель попал в соловецкий концлагер, где проектировал гидросооружение для Беломорканала. После освобождения он трудился в гидропроектных организациях Москвы. Перед Великой Отечественной войной его перевели в Автобронетанковое управление РККА.

В октябре 1940 года создателя первого российского танка обвинили в шпионаже и антисоветской агитации, а 28 июля 1941 года Пороховщикова расстреляли. Одного из самых талантливых российских инженеров реабилитировали лишь в декабре 1955 года.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге включат отопление?
  2. Правда, что в Петербурге установлен температурный рекорд последних 136 лет?
  3. Как оформить визу в Финляндию после 1 сентября 2019 года?
Сколько денег вы потратили на обновление осеннего гардероба?