Мир помешан на гаджетах, а интернет-жизнь становится интереснее, чем реальная. В мире уже на полном серьезе говорят о вирусе цифрового слабоумия, поражающем детей. Чем грозит зависание в телефоне и бесконечное листание картинок в Сети, рассказывает нейробиолог, руководитель центра развития мозга Илья Мартынов.
Интернет-кайф
Ксения Якубовская, spb.aif.ru: Невозможно представить современный мир без Интернета, гаджетов, новых технологий. Как они изменили человечество?
Илья Мартынов: Пока рано говорить об изменениях. Но то, что у кого-то уже есть зависимость от всего этого - факт. Есть данные, что в среднем люди за день проверяют телефон 150 раз. 30 % просыпаются ночью, чтобы посмотреть соцсети. А недавнее исследование показало, что если рядом с работающим человеком находится смартфон, мозг отводит часть ресурсов, чтобы отслеживать его поведение. Мы не берем гаджет в руки, не смотрим на него, не включаем, но мозг бдит. Это отвлекает от дел и сказывается на качестве работы. А если вы прерветесь на сообщение, мозгу потребуется минимум 20 минут, чтобы вернуться в строй. К тому же, когда мы отвлекаемся, подскакивает гормон стресса.
Еще один негативный момент связан с эксплуатацией дофаминовой системы «ожидание-награда». Ощущение новизны, предвкушения стимулирует выработку так называемого гормона удовольствия. Постоянный поиск и нахождение развлекательных видеороликов схож с наркотической зависимостью - каждый раз нужно все больше контента, чтобы почувствовать удовлетворение.

- Говорят, что из-за обилия информации мы вошли в стадию перегрузки, когда уже сложно что-то воспринимать. Мозг не справляется?
- Мы действительно страдаем от этого. Мозг воспринимает данные порциями. Обработать и усвоить большие дозы нескончаемым потоком он не может. Наступает перегруз, затык, когда уже ничего не запоминается и не воспринимается.
Отдельно исследователи говорят о влиянии Сети на наши социальные связи. Древние люди за всю жизнь могли встретить максимум 150-200 человек, поэтому каждый был ценен и дорог. Сейчас в некоторых аккаунтах числится по 500-600 «друзей», а то и больше. Пользователи постоянно расширяют социальное взаимодействие, бесконечно листают странички других, заводят мимолетные знакомства. Они легко меняют контакты, приятелей, любовников, супругов. Зачем кем-то дорожить, если можно тут же познакомиться с другим? К тому же новый человек «дает» дофамин, то есть очередную дозу удовольствия.
Эра умных идиотов
- Боюсь представить, насколько цифровой мир влияет на новые поколения.
- Как-то к нам в институт пришла женщина с трехлетней дочерью. Девочка пила сок из пачки и вдруг начала рыдать. Она расстроилась, потому что не могла увеличить картинку на коробочке, как на телефоне. Дети настолько привыкают везде использовать сенсорные панели, что ищут в реальности отклик с любых поверхностей. В придачу они еще больше зависимы от технологий.
Мы проводили эксперимент, предлагали трехлеткам на выбор: смартфон со знакомыми играми, сладости, поход в парк развлечений, другие альтернативы. Ничего их не интересовало, кроме гаджета. Вы знаете, мозг - ограниченный ресурс. Это раньше считалось, что мы используем его на 10 %. Cейчас уже говорят, что он работает на все 100. А у детей он быстрее специализируется. Если ребенок загружает свои 100% компьютерными играми - а там множество каналов восприятия: визуальный, слуховой, осязательный, - голова в первую очередь реагирует на все эти раздражители иллюзорной реальности.
Но жизненный опыт, приобретенный в виртуальном мире, непригоден для настоящей жизни. Ведь мозг формируется и совершенствуется под воздействием всевозможных факторов. Важно, чтобы ребенок воспринимал мир физически - чувствовал запахи, слышал звуки, ощущал кожей ветер, капли дождя, солнечный свет и т.д. Окружающая среда со всем ее разнообразием дает развитию мощный толчок, помогает обучаться. Более того, общение с другими людьми - базовая потребность человека. Ему важны объятия, прикосновения, пожатия рук, эмоции, которыми он делится. В такие моменты вырабатывается окситоцин - гормон дружелюбия. Когда вы изолированы, начинают расти ощущение одиночества, тревожности, наступает депрессия. Эксперты все чаще говорят о поколении «закрытой комнаты» - детях, у которых сотни тысяч друзей в Сети, но они одиноки и несчастны. Так что, вручая малышу гаджет, родители должны понимать, что рискуют его будущим.
- Дети действительно могут стать слабоумными из-за смартфона?
- Цифровая деменция, или нарушение мышления и познавательных сфер, - это производная зависимости от гаджетов. О первых случаях упоминалось еще девять лет назад - сначала в Южной Корее, затем в Европе, США. Ученые обнаружили, что некоторые подростки страдают потерей памяти, расстройством внимания, низким уровнем самоконтроля и депрессией. Изменения в их мозге очень схожи с последствиями черепно-мозговых травм. Даже были данные об усыхании серого вещества коры головного мозга. А часть симптомов напоминают ранние стадии деменции пожилых людей.
При длительном воздействии онлайн-игр у подростков ухудшались мыслительные процессы, рабочая память, способность мысленно манипулировать предметами, чтобы решить головоломки, переключение с одних задач на другие, глубина погружения в материал и т.д. Ситуация усугубилась с появлением социальных сетей. В 2015 году немецкий психиатр, исследователь головного мозга Манфред Шпицер доказал разрушение когнитивных функций мозга, связанное с чрезмерным использованием цифровых технологий.
- Получается, имея предельно легкий доступ ко всем знаниям мира и новым технологиям, дети становятся тупее?
- Проблема в самой подаче информации. Раньше дети читали, обдумывали, усваивали текст. Сейчас - бегло просматривают, скачут по отдельным фразам, ни во что особо не вникая. Их восприятие становится все более и более поверхностным. Они реагируют уже только на то, что их развлекает и задевает эмоционально.
Всем известен феномен «клипового сознания». Новое поколение мыслит фрагментарно, у него нет фундамента, общей системы в голове. Весь мир воспринимается кусочками, часто не связанными друг с другом. Подростки не могут мыслить последовательно, вместо знаний в их головах - набор разрозненных фактов. Им сложно выстроить логическую цепочку, удержать внимание на одной теме или мысли. При этом они искренне не понимают, зачем учиться и запоминать что-то, если все знания мира всегда под рукой?
Страшное общение
- Специалисты отмечают, что молодежи все сложнее общаться. Появляются новые виртуальные помощники, разрабатываются андроиды-партнеры. Почему социальные сети нас не объединили?
- Нам просто некогда разговаривать с другими. Максимум - лайк, смайлик, короткий комментарий. Посмотрите, сейчас можно заказать такси, пиццу и другие услуги онлайн - ничего не говоря, а просто выбрав опцию и нажав кнопку. Люди не хотят лишний раз идти на контакт. Большинство из тех, кто младше 20 лет, больше времени проводят за компьютерами, нежели с живыми людьми. Такие важные для общения качества, как эмпатия, уважение, интерес к другому человеку, желание его понять и принять, ответственность за свои слова и поступки, у них не вырабатываются. Навык социального взаимодействия у молодежи нарушен настолько, что часть университетов уже вводят программу обучения общению среди первокурсников. Так как мозг с детства «заточен» под общение онлайн, то перейти на живое общение им очень сложно: в реальности не скажешь то, что свободно пишешь в Сети, смайликом или картинкой не заменишь настоящую речь. При этом наш язык развивает классическая литература. Через книги мы пополняем словарный запас. А если дети не читают, им элементарно не хватает слов, чтобы выразить свои мысли. В итоге они начинают вести себя как маленькие. Например, ребенок, привлекая внимание, топает ногами, кричит, что-то бросает или разбивает. С «цифровой» молодежью происходит то же самое - при живом общении у многих присутствует агрессия как друг к другу, так и взрослым. Реальная коммуникация может их пугать - это неизвестный путь, где виртуальный опыт никак не помогает.
- Что же делать - отнимать гаджеты, запрещать Интернет?
- Пока не изобрели ничего иного, надо ограничивать время, которое дети проводят с гаджетами. Известные IT-специалисты и разработчики именно так и делают. Надо предлагать своим сыновьям и дочерям альтернативные варианты времяпровождения - побольше гулять, общаться вживую, выезжать на природу. Помогать им наращивать качественные социальные контакты и всесторонне развивать свой мозг. Пока это единственный способ предотвратить цифровое слабоумие.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть