Дмитрий Репенёк занимается строительством торговых комплексов с 2012 года. Это важное и очень непростое дело. Дмитрий заявляет: чтобы отвечать текущим запросам рынка и в случае необходимости мобилизоваться, приходится постоянно «держать руку на пульсе». Эксперт ответил на вопросы SPB.AIF.RU и рассказал о трудностях, с которыми можно столкнуться при строительстве торговых комплексов.
SPB.AIF.RU: – Дмитрий, расскажите, как влияет современная рыночная ситуация на динамику строительства и ввода в эксплуатацию новых торговых центров?
Дмитрий Репенёк: – Динамика строительства и ввода в эксплуатацию новых торговых центров всегда находится под влиянием рыночной ситуации.
Так, любое изменение ситуации в худшую сторону может привести к «заморозкам» текущих и будущих проектов. Основной угрозой замораживания проектов является снижение покупательской способности, которая может сделать абсолютно невостребованными вновь вводимые в эксплуатацию площади. И наоборот, позитивные изменения ситуации могут приводить к оперативному появлению планов развития и к их, не менее оперативной, реализации.
Рыночная ситуация, как живой механизм, довольно изменчива. Необходимо постоянно «держать руку на пульсе», чтобы при необходимости своевременно мобилизоваться и ответить текущим запросам рынка.
– Зависит ли строительство ТЦ в России от импортного оборудования? Как меняются сроки сдачи объектов в зависимости от курса валют?
– Современный рынок торгового, производственного оборудования довольно богат предложениями как отечественного, так и импортного производства. Но, к сожалению, на сегодняшний день потребность современных коммерческих объектов в нужном оборудовании только лишь силами отечественного производителя удовлетворить пока не удаётся.
В этой связи закрыть потребность в оборудовании получается только продукцией иностранного производства, конечная стоимость которой прямо зависит от текущего курса валют.
Волатильность курса валют — это довольно неприятная вещь. Нестабильный курс всегда является риском для местных поставщиков, так как их рублевая цена может ежедневно меняться в обе стороны. Складывается ситуация на рынке, когда поставщик, например, может выдвинуть такие условия, как поставка при полной предоплате и без гарантии сроков. Осторожность поставщика и покупателя зачастую приводит к длительным переговорам и затягиванию сроков, что в свою очередь может сделать невозможным эффективное планирование.
Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что порой целесообразнее своими силами осуществить приобретение и импорт необходимого оборудования, не тратя времени на подобные переговоры.
– Какие еще процессы, кроме ситуации на рынке, влияют на стоимость строительства?
– Помимо объективных причин, вызывающих подорожание готовой строительной продукции – инфляции, изменения налоговой системы, значительного изменения курсов валют – хотелось бы отдельно подчеркнуть сжатие сроков.
При прочих равных условиях сжатие сроков, относительно нормативных значений, неизбежно приводит к подорожанию готовой строительной продукции. Но это управляемый процесс, который коммерческими организациями может успешно использоваться для достижения поставленных целей.
Каждый дополнительный день работы готового коммерческого объекта приносит доход владельцу. И это мы даже не говорим о том, что определенные даты в нашем календаре имеют значение для предприятий торговли.
Таким образом, сжатие сроков до нужных нам значений может оказывать довольно существенное влияние на стоимость, одновременно с этим являясь полноценным инструментом при планировании доходов предприятия.
– Какие требования операторы федерального или международного уровня предъявляют сегодня к качеству ТЦ? Насколько современное строительство соответствует их требованиям?
– Федеральные и международные операторы, безусловно, как и любой заказчик, требуют качественной строительной продукции, которая соответствует действующим нормам. Любой условный заказчик – неважно, федеральный или международный – заинтересован в качественном продукте за свои деньги.
Мне не известны случаи, когда заказчик готов был жертвовать качеством в угоду чему-либо. Меры разумной экономии используются всегда. Но они связаны с рациональным подходом, не с экономией на качестве.
Современное строительство в полной мере может удовлетворить потребности любого заказчика.
Справка
В 2012-2017 гг. Дмитрий Репенёк – региональный менеджер проекта в компании «Лента». Руководил реализацией регионального строительства гипермаркетов «под ключ». Под руководством Дмитрия реализовано создание 8 торговых комплексов в разных регионах РФ общей площадью 100 тысяч кв.м., из них 4 торговых комплекса - досрочно.