Российскому правительству и депутатам Государственной думы удалось снять напряжение в вопросе с «Платоном» 25 ноября путем переговоров с водителями большегрузов, а также значительным понижением штрафов за отсутствие приборов учета на фурах.
Плата за 12 тонн
С 15 ноября 2015 года на территории РФ начала функционировать система взимания платы за проезд по федеральным трассам с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн под названием «Платон». Тариф составляет 1,5293 рубля за 1 километр пути до 29 февраля будущего года, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года – 3,06 рублей. Росавтодор передал право сбора денег компании «РТ Инвест Транспортные системы». Её совладельцем стал Игорь Ротенберг, который приходится сыном известному бизнесмену Аркадию Ротенбергу.
Денежные средства направят в счет возмещения вреда, который причиняется автодорогам общего пользования федерального значения большегрузами. Следить же за передвижением грузовиков по федеральным трассам призваны порядка ста автомобилей с оборудованием фото- и видеофиксации, а также расположенные на дорогах конструкции контроля. Согласно планам, сбор платежей принесет около 40 миллиардов рублей в Федеральный дорожный фонд.
Штрафы же за неуплату сборов за проезд водителями грузовиков по федеральным трассам в России начнут взимать с 1 мая 2016 года. С момента запуска «Платона», состоявшегося 15 ноября, штрафовать будут лишь на территории Московской области.
Старт работы новой системы, который не прошел без серьезных сбоев, вызвал массовые протесты среди перевозчиков во многих российских регионах. Дальнобойщики уверены, что покилометровый сбор с большегрузов приведет к увеличению цен продукты, поскольку подрастут и транспортные издержки. Ассоциация компаний розничной торговли уже оценила средний рост цен на два процента при последующем тарифе в 3,06 километр, общий рост себестоимости грузовых перевозок - до 14 процентов.
«Улитка» из фур
Петербург отреагировал на систему «Платон» впервые 11 ноября – за несколько дней до старта её функционирования дальнобойщики провели акцию «Улитка», когда фуры двигались с минимальной разрешенной скоростью 10 км/ч друг за другом.
Повторный протест в Северной столице состоялся накануне, 24 ноября. В течение суток на Московском шоссе и на Софийской улице скапливались большегрузы, а также легковые авто. Координаторами акции, согласно информации СМИ, выступили представитель движения «ТИГР» Александр Расторгуев и бывший депутат городского Законодательного собрания Сергей Гуляев, в последние годы участвовавший в оппозиционных мероприятиях.
В «Улитку» грузовики собирались на Московском шоссе еще утром, своими действиями практически парализовав движение по этой магистрали. Далее они продвинулись к Софийской и поехали в сторону Колпино. К ним здесь присоединилась еще одна группа водителей. Караван насчитывал порядка 300 авто.
На Софийской прошел народный сход, где активисты подожгли автомобильные покрышки. Якобы это было сделано для того, чтобы водители и журналисты, освещавшие событие, смогли погреться.
Далее активисты приняли решение двинуться к зданию петербургского правительства. «Улитка» должна была добраться до Октябрьской набережной, но до конечной точки доехали лишь несколько десятков фур.
Чиновники Смольного не оставили ситуацию без внимания и вступили в переговоры с организаторами акции. Беседу с активистами вел глава комитета по благоустройству Владимир Рублевский. Итогом переговоров стало решение, что грузовики не поедут в центр Петербурга и останутся на Октябрьской набережной.
Представители протестующих же должны были отправиться на Караванную улицу – в здание, где располагается комитет по благоустройству. Там их ждал вице-губернатор Петербурга Николай Бондаренко. На встречу пригласили и представителей компании «РТ Инвест Транспортные системы» и региональной структуры «Росавтодора».
Организаторы акции протеста дальнобойщиков сперва подъехали почему-то сразу к Смольному, но припарковаться там им не дали. Координатор движения «ТИГР» Александр Расторгуев заявил уже через СМИ, что будет ждать Бондаренко у здания правительства, но встречи не состоялось. Грузовики, выстроившиеся в вереницу буквально за Смольным, разъехались. Расторгуев поспешил заявить, что 29 ноября петербургские дальнобойщики поедут в Москву.
«Мнение организаторов (акции – прим.ред.) не совсем иногда совпадало с мнением некоторых водителей ,которые думают что если написать в Кремль ПУТИН ПАМАГИ ситуация изменится. С Помощью ВВП Ротенберги сделали этот платон и имеют в нем до 50% акций. Дошли до Смольного дойдем и до Москвы», - написал на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» Расторгуев.
О намерении собрать несколько сотен фур и двинуться в столицу, чтобы власть услышала, наконец, требования перевозчиков, сообщили также активисты из Волгоградской области и Дагестана. Последние готовы были даже перекрывать МКАД.
Понижение штрафов
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович 25 ноября выступил с заявлением, что принято решение опустить штрафы почти в сто раз - до 5 тысяч рублей. «И мы надеемся на поддержку депутатов в том, что штрафы за отсутствие необходимого оборудования, а также приборов учета будут снижены до умеренного уровня. Это 5 тысяч рублей за первое нарушение и 10 тысяч рублей за повторное нарушение», - сказал чиновник.
Протестовавшие в Дагестане дальнобойщики после этой новости и консультациях по работе «Платона», поступивших от «Росавтодора» и «РТ-инвест Транспортные системы», свою забастовку также прекратили и, вероятно, речи о парализации движения на МКАД уже не идет.
Петербургских же водителей пригласила для беседы в городское Законодательное собрания фракция КПРФ.
Теперь компании, отвечающей за «Платон», нужно отладить свою систему и провести серьезную работу над огрехами, из-за которых плата с водителей в первые дни взималась несколько раз. На это, согласно прогнозам, уйдет ещё несколько месяцев.