Российскому правительству и депутатам Государственной думы удалось снять напряжение в вопросе с «Платоном» 25 ноября путем переговоров с водителями большегрузов, а также значительным понижением штрафов за отсутствие приборов учета на фурах.
Плата за 12 тонн
С 15 ноября 2015 года на территории РФ начала функционировать система взимания платы за проезд по федеральным трассам с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн под названием «Платон». Тариф составляет 1,5293 рубля за 1 километр пути до 29 февраля будущего года, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года – 3,06 рублей. Росавтодор передал право сбора денег компании «РТ Инвест Транспортные системы». Её совладельцем стал Игорь Ротенберг, который приходится сыном известному бизнесмену Аркадию Ротенбергу.
Денежные средства направят в счет возмещения вреда, который причиняется автодорогам общего пользования федерального значения большегрузами. Следить же за передвижением грузовиков по федеральным трассам призваны порядка ста автомобилей с оборудованием фото- и видеофиксации, а также расположенные на дорогах конструкции контроля. Согласно планам, сбор платежей принесет около 40 миллиардов рублей в Федеральный дорожный фонд.
![Логотип новой системой, которая направлена на сборы с дальнобойщиков.](https://static1-repo.aif.ru/1/ca/504926/c/f2726b21eb3c75b3b6be5081179a9bad.jpg)
Штрафы же за неуплату сборов за проезд водителями грузовиков по федеральным трассам в России начнут взимать с 1 мая 2016 года. С момента запуска «Платона», состоявшегося 15 ноября, штрафовать будут лишь на территории Московской области.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/007/415/500d6cb917c6965e7a378828e518022d.jpg)
Старт работы новой системы, который не прошел без серьезных сбоев, вызвал массовые протесты среди перевозчиков во многих российских регионах. Дальнобойщики уверены, что покилометровый сбор с большегрузов приведет к увеличению цен продукты, поскольку подрастут и транспортные издержки. Ассоциация компаний розничной торговли уже оценила средний рост цен на два процента при последующем тарифе в 3,06 километр, общий рост себестоимости грузовых перевозок - до 14 процентов.
«Улитка» из фур
Петербург отреагировал на систему «Платон» впервые 11 ноября – за несколько дней до старта её функционирования дальнобойщики провели акцию «Улитка», когда фуры двигались с минимальной разрешенной скоростью 10 км/ч друг за другом.
Повторный протест в Северной столице состоялся накануне, 24 ноября. В течение суток на Московском шоссе и на Софийской улице скапливались большегрузы, а также легковые авто. Координаторами акции, согласно информации СМИ, выступили представитель движения «ТИГР» Александр Расторгуев и бывший депутат городского Законодательного собрания Сергей Гуляев, в последние годы участвовавший в оппозиционных мероприятиях.
В «Улитку» грузовики собирались на Московском шоссе еще утром, своими действиями практически парализовав движение по этой магистрали. Далее они продвинулись к Софийской и поехали в сторону Колпино. К ним здесь присоединилась еще одна группа водителей. Караван насчитывал порядка 300 авто.
На Софийской прошел народный сход, где активисты подожгли автомобильные покрышки. Якобы это было сделано для того, чтобы водители и журналисты, освещавшие событие, смогли погреться.
Далее активисты приняли решение двинуться к зданию петербургского правительства. «Улитка» должна была добраться до Октябрьской набережной, но до конечной точки доехали лишь несколько десятков фур.
![Новая система, введенная для дальнобойщиков, может ударить по карману каждого.](https://static1-repo.aif.ru/1/8b/509592/c/f3db946393374f8a1f8dfbe09a29eb77.jpg)
Чиновники Смольного не оставили ситуацию без внимания и вступили в переговоры с организаторами акции. Беседу с активистами вел глава комитета по благоустройству Владимир Рублевский. Итогом переговоров стало решение, что грузовики не поедут в центр Петербурга и останутся на Октябрьской набережной.
Представители протестующих же должны были отправиться на Караванную улицу – в здание, где располагается комитет по благоустройству. Там их ждал вице-губернатор Петербурга Николай Бондаренко. На встречу пригласили и представителей компании «РТ Инвест Транспортные системы» и региональной структуры «Росавтодора».
Организаторы акции протеста дальнобойщиков сперва подъехали почему-то сразу к Смольному, но припарковаться там им не дали. Координатор движения «ТИГР» Александр Расторгуев заявил уже через СМИ, что будет ждать Бондаренко у здания правительства, но встречи не состоялось. Грузовики, выстроившиеся в вереницу буквально за Смольным, разъехались. Расторгуев поспешил заявить, что 29 ноября петербургские дальнобойщики поедут в Москву.
«Мнение организаторов (акции – прим.ред.) не совсем иногда совпадало с мнением некоторых водителей ,которые думают что если написать в Кремль ПУТИН ПАМАГИ ситуация изменится. С Помощью ВВП Ротенберги сделали этот платон и имеют в нем до 50% акций. Дошли до Смольного дойдем и до Москвы», - написал на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» Расторгуев.
![скиншот из соцсети](https://static1-repo.aif.ru/1/05/511200/d82ace576cbf1c34092ee5221b364742.jpg)
О намерении собрать несколько сотен фур и двинуться в столицу, чтобы власть услышала, наконец, требования перевозчиков, сообщили также активисты из Волгоградской области и Дагестана. Последние готовы были даже перекрывать МКАД.
Понижение штрафов
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович 25 ноября выступил с заявлением, что принято решение опустить штрафы почти в сто раз - до 5 тысяч рублей. «И мы надеемся на поддержку депутатов в том, что штрафы за отсутствие необходимого оборудования, а также приборов учета будут снижены до умеренного уровня. Это 5 тысяч рублей за первое нарушение и 10 тысяч рублей за повторное нарушение», - сказал чиновник.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/007/397/94d4252131c814342b79ecc25609f204.jpg)
Протестовавшие в Дагестане дальнобойщики после этой новости и консультациях по работе «Платона», поступивших от «Росавтодора» и «РТ-инвест Транспортные системы», свою забастовку также прекратили и, вероятно, речи о парализации движения на МКАД уже не идет.
Петербургских же водителей пригласила для беседы в городское Законодательное собрания фракция КПРФ.
Теперь компании, отвечающей за «Платон», нужно отладить свою систему и провести серьезную работу над огрехами, из-за которых плата с водителей в первые дни взималась несколько раз. На это, согласно прогнозам, уйдет ещё несколько месяцев.