«Ленинград. Невероятная и правдивая история» – так называется новая книга о Сергее Шнурове и его группировке. Жанр – авторизованная биография, повод для написания – солидный. Как же получилось, что любительский по всем меркам коллектив, начинавший со стилизаций под блатняк, в итоге побил все рекорды узнаваемости и успеха? Как от случайных заработков и «спевок» дошёл до концертов на стадионах и многомиллионных просмотров? И почему каждая песня Шнурова становится хитом, а строчки мгновенно разлетаются на цитаты?
22 июня автор Максим Семеляк и сам Сергей Шнуров рассказали о создании книги и коллектива и предупредили: это чтение для взрослых. То, что будет «горячо» видно уже по обложке. На ней стоит значок «18+», и предупреждается, что издание «содержит нецензурную брань». Немало всяких словечек и в тексте, всех девяти глав. Как же оценивает эту работу Сергей Шнуров и что думает о жизни в целом? Узнать это тем любопытнее, что образ скандалиста и эпатажного борца с системой, в котором привыкли видеть «Шнура» – лишь удачная маска. За ней скрывается романтик и прагматик, человек, хорошо чувствующий время и конъюнктуру.
«Туалетное чтиво»?
– Книга мне нравится тем, что она объёмная и не комплиментарная. Там присутствуют разные взгляды, иногда противоречащие друг другу. Каждая глава прекрасна по- своему. Мне это интересно, так как я соучастник всех описанных событий. В то же время я воспринимаю это как некое туалетное чтиво, когда можно начать с любой страницы. Вспоминаешь, что происходило 20-лет назад, и думаешь: «Неужели это было со мной?».
Я не проверял книгу в гранках, и ничего не поправлял. Зачем? Знаете, привык доверять людям и не хочу вмешиваться. Да и что можно изменить? Я никому ничего не должен, ответственность на меня не давит. Меня не выбрали депутатом, который много чего обещал. Я такой, как есть. Звездная болезнь? Она, конечно, присутствует, но мы стараемся от тех, кого она настигла, избавляться. Со звездой мне играть тяжело. Какие книжки читаю? Бумажные, к элекронным не приспособился. Поэтому вынужден брать в дорогу большой рюкзак, так как тома занимают довольно много места. Последнее, что читал – Десмонд Моррис, «Людской зверинец».
Когда уместно и в меру
– В книге много снимков, которые я раньше не видел. По сегодняшним меркам они страшные и даже жуткие. А что вы хотите? Начало 2000-х, аппарат – «мыльница». Так что это для меня серьёзное испытание – смотреть на эти кадры. Школьникам же вообще не стоит ни фото смотреть, ни саму книгу в руки брать. Ну разве мало для них других романов и повестей? У нас чётко написано: «18+». А в 16 её можно только трогать. Хотя некоторые говорят, что группу «Ленинград» любят дети, но, скорее, это история для 20-летних. Ведь «Ленинград» – это как водка. Она должна присутствовать в жизни, но не затмевать все остальное. Она хороша, когда уместна и в меру. К сожалению, есть выпивающие дети, и можно увидеть пьяного мальчишку, ну никуда от этого не деться. И это не проблема водки.
В целом же моё место в умах молодежи сильно преувеличено. Сейчас, например, она вся в социальных сетях. Одно время и меня это увлекло, особенно инстраграм, но сейчас отношусь к этому формату попрохладней. У молодежи вообще свои кумиры, она живет своей жизнью и Сергей Шнуров там лишь какая-то часть, причём, поверьте, не очень большая. Многие сейчас заканчивают школу, потом будет поступать в институт. Что посоветовать? Мене кажется, молодые люди сейчас сами гораздо лучше ориентируются в современности. Я всё равно живу старыми представлениями, у меня есть свои убеждения. Посоветую одно – не слушаться родителей. Они вам говорят, идите туда-то – сто раз подумайте. Они живут старым опытом, а мир сейчас очень быстро меняется.
«Гурманом себя не считаю»
– Часто спрашивают об отношении к еде, кулинарным пристрастиям. Гурманом я бы себя не назвал, но рестораны Петербурга меня радуют. В городе наступил ресторанный бум, открывается много достойных мест. На мой взгляд и вкус, даже по сравнению с Москвой мы сейчас впереди. Мне даже кажется, что Петербург является ресторанным флагманом страны. Весь тренд на новую русскую кухню родился в Петербурге и продолжается. Мы вызываем интерес как у иностранцев, так и всей России. Что касается ресторана «Кококо», то приезжает много гостей со всей страны, мира и это круто.
Живая история
– Знаю, что многие хотят увидеть продолжение документального сериала «Живая история» о судьбе «Балтийского флота». Я тоже хочу, не прочь со мной поработать и известный историк Лев Лурье. В этот проект я попал в 2000-х, потому что в какой-то момент стал сотрудником 5-го канала. Затем с Львом Лурье мы делали небольшие исторические циклы. Началось всё с Ленинградского фронта, потом плавно перетекло в фильм о Петербурге и Москве, а потом уже было «Яблочко». Его снимала режиссёр Мария Соловцова, но она скоропостижно скончалась. Поэтому пока продолжение застопорилось, да и у телевизионного руководства интерес к документальному кино пропал. Меня просили прокомментировать, почему Лурье назвал «Шнура» «типичным ленинградским интеллигентом». Это его видение. Как явление ни назови, всё равно в одно определение его не уместишь. Кто-то считает меня быдлом, кто-то интеллигентом, где-то между этих понятий я и метаюсь.
«В Питере – пить»?
– Сегодня спрашивают, не хочу ли я получить авторское свидетельство на этот слоган и запретить остальным им пользоваться. Нет, у меня задача объемнее и сложнее. А именно – победить образ «Питер терпеть». Его придумал поэт Андрей Вознесенский: «Питер – терпи, терпи, терпи. Это город слёз, скорби, серой погоды, дождя». Мне хотелось разрушить эту идиому, и я это сделал. Придумал свою и разорвал старую. «В Питере пить!» – это, извините, за высокую параллель, как Достоевский придумал Белые ночи. Так что этот бренд я оставляю за собой.
«Горжусь, что я русский»
– Сейчас делаем новый клип, он в стадии строительства и скоро появится. Слава Богу, у нас нет дедлайна, никому ничего сдавать не надо. Мы ведомы собственными чувствами и пониманием, что уже сделано, а что еще нет. Будем ждать результатов. Некоторые клипы мы делаем, но я их не выкладываю, потому что не получились. Не исключено, что с этим будет так же. Мы много, почти половину концертов, играем за границей. Кстати, там публика не отличается от московской или петербургской. Наша цель сделать так, чтобы каждый иностранец почувствовал себя русским. Концерт длится 2,5 часа, и за это время мы с задачей справляемся. Немцы, в частности, очень любят и знают «Ленинград». За границей мы поём только по-русски. Если наши соотечественники поют за рубежом на иностранном, для меня это как негр с балалайкой. Я пою и играю на русском, я русский и этого не стесняюсь.
Наша цель сделать так, чтобы каждый иностранец почувствовал себя русским. Концерт длится 2,5 часа, и за это время мы с задачей справляемся
Также упрекают, что у нас мало выступлений в Петербурге. Не согласен. В родном городе выступаем точно два раза в год, в Москве больше, но там 12 миллионов жителей, а в Петербурге пять. Кроме того, мы давеча выступали на Дворцовой, чествовали СКА, на Экономическом форуме, так что в Петербурге – всегда.