2 мая умер народный художник России, модельер Валентин Юдашкин. О его смерти сообщила жена Марина. Знаменитому кутюрье было 59 лет. Причиной столь раннего ухода стала тяжелая болезнь - рак, с которым он боролся с 2016 года.
Валентин Юдашкин очень любил Петербург и называл его родным городом. В 2020-м с большим успехом на сцене Александринского театра прошло театральное дефиле Валентина Юдашкина «Ещё раз о любви». Этот спектакль мэтр подготовил в содружестве с ведущими театрами города и, как всегда талантливо, сумел объединить современные тенденции с классикой. Журналисту spb.aif.ru тогда удалось поговорить с Валентином Абрамовичем, задать ему ряд вопросов. Сегодня мы ещё раз вспомним яркого, неординарного человека, настоящего мастера.
Родной город
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Валентин Абрамович, вы сказали, что давно не были в Петербурге и новой встречи ждали с особым чувством. Надежды оправдались?
Валентин Юдашкин: Полностью. Петербург для меня родной город. Когда грустно, скучно, когда я хочу уйти ото всех, уехать из Москвы - беру семью и приезжаю в Петербург. В том числе, чтобы скрыться от больших юбилеев. Это наша семейная традиция — посещать Эрмитаж, Русский музей, театральные площадки, гулять по старинным улицам и площадям Северной столицы. Поэтому когда мне еще в прошлом году предложили здесь выступить, сразу согласился, хотя до последнего сомневался, что и как получится.
- Вы признались, что опасались браться за этот проект. Откуда у вас, признанного мастера, такая боязнь?
- Это не боязнь, но я хорошо знаю, что такое сценический костюм. Я работал в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Большом – и каждый раз это было очень непросто, хотя и увлекательно. Иногда артисту на переодевание отводятся секунды и ему должно быть максимально комфортно, чтобы все успеть. Недавно с Аллой Сигаловой, выпускницей училища им. Вагановой и Владимиром Машковым мы подготовили премьеру «Моя прекрасная леди» в театре Олега Табакова. Там тоже сложная хореография, постоянная динамика, что потребовало нестандартных решений.
- Почему же для дефиле выбрали именно Александринский театр?
- Дело в том, что для меня всегда очень важно кто и как ставит спектакль. Художественного руководителя Александринки Валерия Фокина я очень люблю, являюсь почитателем его режиссерского таланта. Он много делает, чтобы искусство, его лучшие образцы были доступны самым разным зрителям. Меня, например, впечатлила новая сцена театра – она очень современная, авангардная. Но все же войти в исторический зал, гримерки, где на тебя смотрят портреты артистов разных эпох, работать в одном из старейших драматических театров России – особая ответственность. К тому же художественный руководитель театра «Санкт-Петербург Опера» Юрий Александров предложил мне совершенно новый формат. Очень неожиданный, увлекательный. И я подумал: «Почему бы не попробовать?»
С Готье не согласен
- В такой обстановке и одежда должна быть соответствующей. По какому принципу формировалась коллекция, показанная в спектакле?
- Джинсы и кроссовки мы сюда не привезли. Это именитая сцена и наряды подбирались женственные, сочетающие гламур и классику. Это и композиция «Бал цветов» с объемной вышивкой и принтами, платья из коллекции «Вива Испания» и «Золото скифов» с обилием блестящих деталей и крупных украшений. Сложные вещи, везти их было непросто, к тому же у нас состоялась всего одна полноценная репетиция. Поэтому вдвойне рад, что все получилось.
- Недавно в Петербург приезжал знаменитый дизайнер одежды Жан-Поль Готье, который тоже привез театральное шоу. Можно ли сказать, что сочетание театра и моды становится тенденцией?
- Наша программа и Готье – две разные постановки. Считаю, что «Фрик-шоу» далеко от театра. Само по себе это протестное движение, в котором участвуют люди, не согласные с общепринятыми понятиями. Они пытаются донести что-то свое и нередко делаю это талантливо. Такой формат возможен для клуба, кабаре, а не намоленной сцены, где играли корифеи русского театра. Я лично знаю Готье. К сожалению, из-за командировок не смог побывать на его спектаклях, поэтому послал коллеге приветственное письмо.
Дедушка в хорошей форме
- Позвольте о личном. В работе вам помогают и близкие люди, жена, дочь. Причем дочь не хотела идти в Дом моделей, но сейчас активная помощница. Вы настояли или Галина сама приняла решение?
- Конечно сама. Она хороший искусствовед, закончила МГУ, кафедру истории искусств, параллельно постигала искусство фотографии. Дочка с детства видела, чем мы занимаемся. И как цирковые дети постоянно в опилках, так она была в тряпочках, ленточках, булавках. Да, долго не хотела идти в нашу индустрию, но наступил день и она сделала выбор. Кстати, нередко она мой взыскательный критик. У нового поколения свои принципы и я внимательно прислушиваюсь к ее мнению. Сейчас Галина занимается детской одеждой, открыла велостудию. Я не вмешиваюсь. Пускай все делает сама, меня никто не опекал.
- Валентин, вы прекрасно выглядите. Что помогает оставаться молодым?
- Я работаю с одеждой, а это всегда перспектива, устремленность в будущее. Поэтому приходится бежать вперед. Заставляют держаться в тонусе и внуки. Они уже подросли, и чтобы быть с ними на одной волне, дедушка должен находиться в хорошей физической форме.