Илья Авербух – знаменитый фигурист и хореограф, который уже много лет радует зрителей необычными спекаклями на льду. Заслуженный мастер спорта поделился с SPB.AIF.RU своим мнением о перспективе развития фигурного катания в стране, оценил шансы наших фигуристов на Олимпиаде 2018 года и раскрыл секреты нового проекта на льду.
Всё «шедеврально»?
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Илья, некоторые звёзды, которые участвуют в вашем шоу, признались: до этого они никогда не стояли на коньках. Как же удаётся взрослых людей так быстро обучить сложным элементам?
Илья Авербух: Во-первых, ребята катаются с большими профессионалами, которые их поддерживают, прикрывают. Во-вторых, много значит сама постановка, драматургия. Когда человек перевоплощается, он забывает, что не фигурист. Полностью вживается в роль и тело само, как губка, впитывает движения. Конечно, была опасность, что публика скажет: «Что это за пародия, что они топчутся на коньках?», однако зрители приняли «Ледниковый период» на «ура!». Под его влиянием даже начался приток детей в секции фигурного катания. Этим, мне кажется, отчасти объясняется и долговечность нашего проекта.
Здесь нельзя просто так появиться и что-то сделать. Чтобы выйти на лёд, надо буквально пахать, тяжело трудиться, и зрители это чувствуют. Если бы просто пришли на тренировку, такого результата никогда не добились. То, что они на виду, «подстёгивает» и участников, которые понимают, что выступают перед многотысячной телеаудиторией, которая как приветствует чемпионов, так и замечает ошибки. Достаточно почитать комментарии в сетях. В любом конкурсе это большая мотивация.
– Пары танцуют здорово, но оценки им порой ставят явно завышенные. Постоянно звучит: «великолепно», «шедеврально». К чему такой перебор?
– Мне тоже не нравится, когда все всех хвалят. В итоге, когда выходят артисты, действительно выступившие на отлично, слова признания становятся дежурным комплиментом. Пытаюсь бороться, но пока получается плохо. Перед началом всегда прошу судей: «Оценивайте, как есть. Если что-то вызывает сомнения, так и скажите». Все соглашаются, однако садятся в жюри и попадают под ауру конкурсантов, известных актеров, спортсменов, не решаясь сказать им в лицо на всю страну о промахах. Хотя чем больше остроты в проекте, ситуаций, когда вещи называют своими именами, тем он честнее и чище.
– Всё время нахожусь в состоянии драйва, творческого опьянения (смеётся). Ну а если серьёзно, когда идут съёмки, на полгода буквально переезжаю на каток. Конечно, повторов избежать невозможно, но я постоянно ищу, анализирую разные сюжеты. Стараюсь находить новые краски, смотрю театральные постановки, которые продвигают фантазию. Очень много даёт и сама музыка, что-то предлагают ребята – они ведь тоже люди творческие. Но в целом это своего рода самоотречение. Ты, как лошадь, надеваешь шоры, и ничего другого не видишь, кроме коньков и своей команды.
– «Ледниковый период» стал основой и для других проектов, из которых «Болеро» снимали в Михайловском театре Петербурга. Как пришла мысль объединить балет и фигурное катание?
– Сначала мы сомневались, но в итоге получилось ни на что не похожее сочетание: ведущие балерины со всей России танцевали в паре с фигуристами. Только на полу, никаких коньков. Вели программу Илзе Лиепа и Владимир Познер. Мы привлекли и ведущих хореографов, в том числе знаменитых Начо Дуато и Раду Поклитару. Напряжения добавила и борьба двух столиц: Москвы, где коллективом руководил я, и Петербурга, где с командой работал Фарух Рузиматов.
Для меня этот проект стоит особняком ещё и потому, что я лучше узнал, почувствовал Петербург. Обычно ведь приезжаешь на пару дней, а здесь жил в городе два месяца. Неизгладимое впечатление, особенно вечером. Когда в сверкающих огнях, на фоне неба, Невы видишь эту потрясающую архитектуру – нет прекраснее картины. И если бы появилась такая возможность, день я бы начинал в Москве, а заканчивал – в Петербурге.
Начал ходить – на лёд!
– В последние годы вас знают как продюсера ледовых шоу, однако в 2016-м вы подготовили программу и для двукратной чемпионки мира Евгении Медведевой. Как сейчас оцениваете уровень фигурного катания в России?
– Времена, когда весь пьедестал был наш, похоже, ушли, но особого спада нет. Об этом говорят и результаты чемпионата мира, недавно прошедшего в Хельсинки. Там наши спортсмены выступили очень достойно и получили квоты, необходимые для участия в Олимпийских играх-2018, что очень важно. Внесла свою лепту и петербургская школа. Этот вид спорта зародился в городе на Неве, а в подготовке спортивных дуэтов Ленинград-Петербург долгое время лидировал.
Сейчас парное катание переехало в Москву и это, с моей точки зрения, не совсем правильно. Мне кажется, Федерации надо помочь развивать это направление здесь. Тем более что сейчас у вас работают два тренера высочайшего класса, Алексей Мишин и Тамара Москвина. Это клад знаний, и надо брать от них максимум. Созданы и хорошие условия: построена Академия фигурного катания, отремонтирован каток в «Юбилейном», открыта школа «Звёздный лёд». Все эти перспективы надо использовать с полной отдачей.
– Илья, вы серебряный призёр Олимпийских игр, но сначала особых надежд не подавали. Как же разглядеть в 5-6-летнем ребёнке чемпиона?
– Сейчас спорт очень молодеет, поэтому, как только малыш начал ходить, можно приводить на лёд. Наш вид спорта в плане возраста особый. В фехтование, например, можно записаться в 15 лет и достичь вершин. Фигуристы же должны начинать рано, с четырёх лет – точно. Пусть сначала мальчик или девочка потихоньку ходят возле бортика. Если придёте в семь или восемь – это уже занятия для здоровья. Как бы жёстко ни звучало, но примерно с семи лет понятно, есть у ребёнка профессиональное будущее или нет. Особо не прыгает, но хорошее чувство ритма, пластика? Тогда можно попробовать в танцы, что произошло и со мной. Но это тоже до 10 лет. Правда, если необыкновенный талант, дар свыше, упущенное можно наверстать, но опыт показывает: у 90% менее талантливых, но упёртых и трудолюбивых больше шансов добиться успеха, чем у тех, кто одарён, но не хочет много работать.
Личной неприязни нет
– Ваши непростые отношения с Евгением Плющенко ни для кого не секрет. А в последнее время вы конкурируете и в шоу-бизнесе. Не боитесь соперничества?
Мне повезло, что работа – это моя жизнь, что удаётся сконцентрироваться и реализовать задуманное, ведь в том же фигурном катании много значат не только баллы и рекорды, но и красота, искусство. Мне кажется важным донести эту мысль публике, и есть надежда, что меня понимают.
– Говорят, в последнее время вы специально приезжаете в Петербург, чтобы посмотреть выдающиеся балеты, и что это связано с вашим новым проектом. Можно узнать, каким именно?
– Сейчас все мои мысли заняты спектаклем «Кармен», который планирую привезти в Петербург уже этим летом. Это сложная постановка как технически – одни декорации 60 метров – так и по драматургии. Задействованы танцоры, певцы, ледовый балет. В данный момент этот проект меня «съедает» целиком, езжу, аккумулирую всё лучшее, и в эти дни хочу посмотреть «Ромео и Джульетту» в Мариинском театре. Вообще мне повезло, что работа – это моя жизнь, что удаётся сконцентрироваться и реализовать задуманное, ведь в том же фигурном катании много значат не только баллы и рекорды, но и красота, искусство. Мне кажется важным донести эту мысль публике, и есть надежда, что меня понимают.