Когда началась война, Елене Марттиле было 19 лет. Девушка с успехом закончила художественную школу и готовилась поступать в Академию. Нападение Германии разрушило её планы. В самый страшный блокадный год Елена ежедневно делала зарисовки. Так была создана серия уникальных рисунков, отражающих личный взгляд на блокаду и доказывающих, что искусство может спасти человеческую жизнь.
Желание рисовать
«Всю жизнь я хотела только рисовать, – вспоминает Елена Оскаровна. – После победы в первом Всероссийском конкурсе юных талантов я пошла в художественную школу. Навык делать зарисовки того, что меня окружает, пригодился мне в годы войны».
Елена Марттила родилась 6 января 1923 года в Петрограде в семье военного курсанта и рабочей местного завода. После того как папа купил дочери краски, её было не оторвать от рисования. В 1937-м в семью пришла беда: был арестован и расстрелян отец – Оскар Антонович. Его реабилитировали лишь в 1988-м.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная. Девушка вместе с подругами пошла не в Академию художеств, а на курсы Красного креста для медицинских сестёр. Она хотела на фронт, но из-за слабого здоровья её не взяли. Во время блокады Елена работала медсестрой в детской больнице. В свободное же время она продолжала заниматься рисованием в Ленинградском училище имени Серова.
«Голод был страшный, есть нечего, – рассказывает Елена Оскаровна. – Хорошо запомнила, как мы с семьёй встречали 1942 год. Наш праздничный новогодний стол состоял из ухи со следами пшена, половины буханки хлеба и небольшой плитки шоколада. Для нас, оголодавших, это был настоящий пир! А после Нового года стало ещё тяжелее. Ленинградцы умирали тысячами, полуодетые трупы на улицах стали привычным зрелищем».
До утра не дожить
Шло время, здоровье молодой девушки ухудшалось. Несмотря на слабость, Елена продолжала ходить пешком из дома на Васильевском острове, на Таврическую, 35, где располагалось училище.
«В один из февральских дней возвращалась домой, получила в булочной паёк 125 граммов хлеба, – делится воспоминаниями Елена Оскаровна. – Положила кусочек хлеба за щеку и дала себе слово не проглотить его. Так до дома и добралась. А к ночи вдруг пришло осознание: до утра не дожить. И мне, совсем ещё девчонке, пришла мысль, что лучше, если я умру с кистью в руках, как настоящая художница, чем в холодной постели. Так появился блокадный автопортрет».
Всю ночь Елена писала картину. За работой она не заметила, как наступило утро, сквозь щели в шторе начал пробиваться слабый свет. Благодаря искусству девушка победила смерть.
Через несколько дней её мама получила тяжёлую контузию во время бомбёжки. И Елена вызвалась сопровождать родного человека в тыл.
«Эвакуация по Дороге жизни – самое-самое сильное впечатление военных лет, – продолжает Елена Марттила. – Представьте, апрель, белая бесконечность Ладожского озера и сотни грузовиков, которые двигались по настоящей реке-дороге, как моторные лодки! Лед уже таял, поэтому дорога превратилась в кашу из воды и льда. Водители двигались с открытыми дверями, чтобы выскочить, если автомобиль уйдёт под лёд. А кузовы были забиты измождёнными ленинградцами. Запомнилось, что по обочинам виднелись дыры, куда недавно провалились «полуторки», полные людей. До сих пор не могу опомниться от того страшного зрелища, я коченела от ужаса».
Уничтожить картины?
После войны Елена Марттила с отличием окончила художественное училище и поступила на факультет графики Ленинградской академии художеств. Но вскоре пришлось отказаться от учёбы, чтобы устроиться на работу и материально поддерживать семью. Она стала дизайнером плакатов, создавала театральные декорации и ставила спектакли в театре кукол при Дворце пионеров. Все эти годы женщина мечтала вступить в Союз художников, но несколько раз её кандидатуру отклоняли по непонятным причинам.
«В комиссии, которая просматривала мои работы, был представитель идейного отдела от горкома партии, – говорит Елена Оскаровна. – Как сейчас помню его фамилию – Морозов. Однажды он вызвал меня в кабинет и потребовал: «Уничтожьте все свои работы»! На мой недоумённый вопрос «почему», ответил: «Никакой блокады, голода и страданий не было, а была героическая защита города, вот это и рисуйте!». Этими словами партработник меня просто уничтожил.
Несмотря на угрозы художница сохранила и доработала свои картины. Она решила исполнить их в гравюрах на картоне. Эта техника наиболее точно передавала образ блокадного Ленинграда и ужасы того времени.
«Тогда ни в чём не было прямых линий, Ленинград был каким-то рыхлым, занесённым снегом, совсем не вырисовывалась архитектура города, – говорит Елена Оскаровна. – У чёрно-белых изображений нет ни чётких границ, ни резких цветовых контрастов, объекты кажутся размытыми, такими, как и воспринимали их тогда голодающие ленинградцы».
Ну а в Союз художников она вступила много позже, когда комиссию возглавили другие люди. С тех пор её картины на картоне объехали весь мир. Они выставлялись не только в России, но и в Германии, Франции, США, Финляндии. В прошлом году – с января по март – в Кембридже проходила персональная выставка Елены Марттилы, которая сопровождалась серией лекций и показов фильмов о блокаде. Мероприятие посетили более 2,5 тысячи человек из разных уголков Британии.
17 января в Союзе художников Санкт-Петербурга открылась новая выставка художницы. Она посвящена 95-летию Елены Марттилы и 75-летию со Дня прорыва блокады Ленинграда. Организаторами мероприятия выступили Санкт-Петербургский Союз Художников, Ксения Афонина, независимый куратор и исследователь искусства Второй мировой войны, Фонд «Артлас» и газета «Аргументы и факты - Петербург».