1 октября 1870 года в Австро-Венгрии была выпущена первая почтовая открытка. Вскоре они появились и в России. Наибольшей популярностью «открытые письма» пользовались в столице империи – в Петербурге. Правда, долгое время их отправление было роскошью, доступной только для состоятельных людей. SPB.AIF.RU выяснил, как в конце XIX – начале XX столетия выглядели почтовые открытки, что было принято на них писать и кому отправлять.
Открытки без картинок
Первые открытки, появившиеся в России, сильно отличались от современных. Они были сероватого цвета, без каких-либо иллюстраций. На лицевой стороне отправитель клеил марку и писал адрес. Здесь же крупным шрифтом было напечатано: «На этой стороне, кроме адреса, не дозволяется ничего другого писать». Другая сторона предназначалась для сообщения.
«Первое время открытки использовались в качестве телеграмм, - объясняет историк Алексей Доронин. – С их помощью люди приветствовали друг друга, поздравляли со значимыми событиями в жизни. Как правило, вся информация вмещалась в одно предложение без знаков препинания, приветствий и прощаний».
Двумя годами позже почтовое ведомство выпустило три вида открыток. Первые - коричневого цвета - были предназначены для отправки по городу. Зеленые открытки посылали в другие города. Черные же открытки были универсальными – их можно было отправлять куда угодно в зависимости от стоимости марки.
На стороне, где разрешалось писать сообщения для адресата, почтовое ведомство предупреждало, что оно «не несет ответственности за содержание открытого письма».
«На открытках не нужно было указывать адрес отправителя, - рассказывает Алексей Доронин. – Многие воспользовались этим и начали активно посылать чиновникам из правительства и даже первым лицам государства оскорбительные открытки. Когда министр внутренних дел, граф Дмитрий Толстой, получил от неизвестного открытку с обзывательствами и неприличным рисунком, он издал указ об обязательной проверке содержания всех открыток».
«Поздравишки» для богатых
В 1895 году в Петербурге, а потом и во всей стране стали выпускаться иллюстрированные открытки. Первой стала серия с видами Москвы. Главной целью иллюстраций было не украшение почтовых сообщений, а просвещение населения: каждый, кто участвовал в процессе отправки, мог увидеть изображение города, в котором никогда не был. Для открыток обычно брали картины русских пейзажистов – Саврасова, Шишкина, Поленова, Куинджи и других. На них размещали надписи: «Привет из Петербурга», «Поклон из Москвы» и другие. Обратная же сторона по-прежнему предназначалась для наклеивания марки и написания адреса. Таким образом, с появлением иллюстраций места для сообщений на открытках не осталось.
Люди писали сообщения прямо на картинке и тем самым, к неудовольствию почтальонов, «портили произведения искусства». Делать надписи на обратной стороне открытки разрешили лишь девятью годами позже – в 1904 году. С каждым годом открытки становились все более популярными. На них изображали натюрморты, городские здания, памятники и портреты известных людей.
«В Петербурге было 2-3 компании, которым разрешили фотографировать артистов театров специально для открыток, - говорит Алексей Доронин. – Открытки выпускались уже не Управлением почты, а только частными компаниями и стоили довольно дорого по тем временам – около 10 копеек. Их отправку могли себе позволить только богатые люди». Почтовыми сообщениями стали использоваться для поздравлений с праздниками. Обычно на них уже была напечатана надпись: «Поздравляю!», «С праздником!» или «От всего сердца» . Такие «произведения» население называло «поздравишками».
От «плюшевой» до «золотой»
Во всех странах, входивших во Всемирный почтовый союз, размер открытки должен был строго соответствовать 9×14 см. Этих правил не придерживались лишь в России. Чтобы не ограничивать творчество художников и фотографов, открытки можно было делать какими угодно – хоть метр на метр. Главное – чтобы не пострадала художественная составляющая.
Приобрести самые разные открытки можно было в городских издательствах. В конце XIX столетия в Петербурге продавалось несколько видов открыток – «глянцевые», «гравюрные с золотым обрезом», «блестящая эмаль», «эмаль с золотом», «рельефные изящной работы», «аристократические на полотняном картоне в стиле модерн», «плюшевые», «позолоченные», «бромосеребряные» и другие. Открытки стали настоящим произведением искусства: ими было модно украшать интерьер, как картинами. Открытки стали предметом коллекций – их вставляли в специальные альбомы и уже редко отправляли их своим друзьям или родственникам.
Лишь после революции на открытках вновь начали писать сообщения и целые письма. Открытки либо поздравляли с праздником – Новым Годом, Рождеством, Пасхой. Днем Рождения, либо были приурочены к какому-либо большому событию – Дню Победы, полету человека в космос и другим.
«Несмотря на развитие технологий и интернета, приятно, что открытка востребована людьми и в настоящее время, - отмечает Доронин. – Население активно отправляло друг другу открытки на тему Олимпиады в Сочи. Это уже не письмо, а маленький подарок из другого города. Мелочь, а приятно».