На базе розничных магазинов формируются центры местного сообщества. Как предприниматели совместно со своими клиентами продвигают важные для общества инициативы - в материале spb.aif.ru.
Ответственность за клиентов
В Петербурге прошла конференция «Забота в шаговой доступности: добрососедские инициативы и реализация ESG-повестки компаний». На площадке конгресс-центра «Ленполиграфмаш» встретились представители некоммерческого сектора, бизнеса и урбанисты. Главными темами стали вопросы развития программ для местного сообщества, повседневная благотворительность и реализация повестки устойчивого развития компаний. Корреспондент издания принял участие в мероприятии.
Конференция проходила по инициативе торговой сети «Пятерочка» при поддержке благотворительного фонда «Добрый город Петербург». На сессиях представители компаний рассказали, как в современных реалиях удается продвигать социальную повестку. Гостям представили кейсы, в том числе таких брендов, как «Билайн», Samsung Electronics и «Росатом». В центре внимания оказалась инициатива по развитию Центров местных сообществ (ЦМС).
Говоря о российских и мировых трендах в области ESG, начальник управления по корпоративному бренду X5 Group Галина Секиринская объяснила, как сегодня работает крупный бизнес в рамках повестки.
«В X5 входит много торговых сетей и различных сервисов. По большому счету, это более 21 тыс. магазинов, около 352 тыс. сотрудников. Каждый день в наши магазины приходят или пользуются сервисами 15 млн человек. То есть это контакт с огромных количеством людей ежедневно. И компания осознает свою ответственность за клиентов», - отметила Галина Секиринская.
Именно поэтому предприятие планомерно реализует социальные программы. В 2019 году работа в этом направлении обрела статус утвержденной стратегии устойчивого развития. Предприятие сегодня выделяет для себя четыре основных направления:
- Сообщества - поддержка местных сообществ через расширение социальных инвестиций и благотворительных программ;
- Здоровье - содействие здоровому образу жизни, доступности качественных и полезных продуктов;
- Планета - содействие ответственному потреблению и использованию ресурсов;
- Сотрудники - обеспечение достойных условий труда и равных возможностей для сотрудников.
Место встречи
Как именно крупный бизнес сотрудничает с сообществами, рассказали на примере торговой сети «Пятерочка».
«Пятерочка» - это в первую очередь про взаимодействие с людьми. Все мы слышали про «Корзину доброты». За прошлый год мы помогли более чем 160 тыс. благополучателей, а благодаря проекту «Островок безопасности» домой вернулись более 1100 потерявшихся россиян. Также мы развиваем инфраструктуру для реализации экопроектов. Например, у нас есть экоцентры в Петербурге и Екатеринбурге. А на базе наших собственных «Центров местных сообществ» мы объединяем людей с какой-либо социально полезной целью, которая принесет обществу пользу», - рассказала Алина Юхневич, руководитель программы «Забота о сообществе» торговой сети «Пятерочка».
Фокус на развитии центров местных сообществ обусловлен социологическим исследованием, согласно которому большая часть россиян хотят познакомиться и общаться с соседями, однако в силу тех или иных обстоятельств не решаются на это.
«Отсюда и появилась идея. Люди хотят консолидироваться, но не понимают как. Торговая сеть предоставляет им сегодня место, площадку, где можно собраться, поделиться инициативами и поучаствовать в общественных проектах. Основная цель ЦМС - это, конечно же, объединение людей, создание комфортной атмосферы для жизни. Таким образом бизнес перестает быть бездушным. Сегодня такая деятельность особенно важна - многим не хватает эмоционального баланса и психологической стойкости. Именно такие вещи, такая работа позволяют людям быть более замотивированными и энергичными в повседневной жизни», - добавила эксперт.
Суть ЦМС довольна проста. Компания предоставляет местным жителям магазины в качестве площадок для общественной деятельности. Согласно исследованиям, в магазинах популярной сети сходятся пути очень многих людей, которые живут по соседству. Соответственно магазин может стать не только местом покупок, но площадкой для взаимодействия с соседями. Хоть ранее и были попытки реализовать нечто подобное, но проект торговой сети оказался самым успешным - это первая история, которая получила поддержку общественности и развилась до таких масштабов. Сегодня в инициативе задействованы 355 магазинов в девяти регионах, более 4,2 тыс. сотрудников и 53,1 тыс. граждан. В среднем на базе торговых точек проводят 2,6 тыс. различных мероприятий в месяц.
Инициатива на доверии
Руководитель проекта «Центры местного сообщества», социальный антрополог Анна Гусейнова рассказала, что активная деятельность торговой сети в этом направлении говорит о том, что компании небезразличны процессы в обществе и она находится в тесном контакте со своими клиентами.
«В проект я пришла, как исследователь. Самое ценное в этом проекте, что мы не выдумывали его искусственно. Мы просто пошли по магазинам и смотрели, что уже делается внутри, что делают сотрудники. Нам удалось выделить лучшие практики, которые уже реализовывались на добровольной основе. Да, на тот момент они были где-то ситуативны, не очень организованны, но тем не менее это уже были классные инициативы, которые мы осмыслили, описали, систематизировали и передали в работу другим магазинам», - поделилась Анна Гусейнова.
Точки торговой сети сегодня располагаются по всей России и идеально подходят для реализации такого масштабного и одновременно локального проекта. Благодаря инициативе на базе магазинов местные жители могут участвовать как в общероссийских проектах, так и решать вопросы, в которых заинтересованы жители квартала.
Важным моментом в развитии ЦМС является искренняя поддержка и заинтересованность со стороны общественности. Как отметила эксперт, большая компания не может постоянно контролировать и организовывать различные проекты на локальном уровне, поэтому доверие здесь очень важно.
«Самое удивительное, что в большинстве случаев мы получили положительный эффект. Люди понимают, как пользоваться доступными открытыми площадками. Безусловно, вдохновляет, что доверие оправдалось и мы получили понимание от нашей аудитории», - призналась руководитель проекта.