Петербургский реставратор Елена Янковская владеет коллекцией из нескольких сотен вееров. Японские и испанские, деревянные и бумажные, свадебные и театральные, буддийские и веера для чайной церемонии – каких только моделей нет в собрании Янковской! Некоторые из них существуют в мире лишь в нескольких экземплярах.
«Я ничего не собирала и не искала специально, – рассказывает Елена. – Моя коллекция возникла сама собой. Веера появились в моей жизни много лет назад, и это – моя судьба».
Из реставратора – в коллекционеры
Петербурженка Елена Янковская работает художником-реставратором уже 36 лет. Мастер дарит новую жизнь изделиям из керамики, кости, дерева и бересты. За годы работы Янковская отреставрировала более 400 вееров, которые хранятся в Российском этнографическом музее, Музее истории Санкт-Петербурга, ГМЗ «Павловск», «Петергоф», «Гатчина» и «Царское Село». Однажды Елена познакомилась с актрисой из японского театра кабуки и показала ей свои работы – отреставрированные веера. Актриса рассказала про талант Елены друзьям, а те – своим знакомым. Постепенно реставратор из Петербурга стала хорошо известна не только в России, но и в Японии. В результате туристы, приезжавшие в Северную столицу, начали привозить Елене в подарок редкие веера с уникальной историей. Некоторые интересные экземпляры Янковская приобретала самостоятельно. Со временем коллекция достигла грандиозных размеров: в настоящее время в ней насчитывается несколько сотен вееров.
Как истинный знаток искусства веера, в жизни Елена пользуется разными моделями: одни веера подойдут для вечера в театре, другие можно взять на прогулку, а третьи – в длительное путешествие.
«Для японцев веера стали обычным повседневным предметом, – говорит реставратор. – Но вместе с тем он является настоящим талисманом, символом жизни, ведь жизнь раскрывается, подобно вееру. В Японии есть даже специальные веера, которые приобретают на рождение ребенка».
Для каждой ситуации – отдельный веер
В коллекции Елены – веера на все случаи жизни. Самые маленькие веера используются для чайной церемонии: на них иногда подают сладости. Веера с изображением красноголовых японских журавлей принято дарить на 80-летний юбилей, ведь журавль – символ долголетия и здоровья. Зеленый веер в форме баклажана предназначен специально для женщин. В переводе с японского его название означает «все будет хорошо». Веера с изображением рыб, наоборот, для мужчин. Из современных выделяется пластмассовая модель, на одной стороне которой изображен японец с лампочкой в руках, а на обороте располагается иллюстрированное напоминание о том, чтобы люди не забывали выключать электроприборы, уходя из дома.
Японские мастера создали особые театральные веера для артистов, выступающих на сцене. В основание конструкции таких вееров вставляются кусочки свинца. Они утяжеляют аксессуар, и веер благодаря смещенному центру тяжести легко двигается в руке актера. Такая особенность характерна только для японских театров. Модели, не покрытые лаком, артисты используют на репетициях спектаклей. Гордость коллекции Елены – два свадебных веера в футляре.
«Такие веера дарят молодоженам, – рассказывает реставратор. – Они совсем белые, чтобы молодожены устроили судьбу по-своему и расписали бы веера так, как хотят сами. Сверху на чехле находится черепаха – символ долголетия и мудрости».
Уникальное собрание дополняют веера с гербарием внутри, модели с изображением японских мифов и сказок, буддийские с текстом молитв и даже прозрачные веера: рисунок на них можно увидеть, только если убрать их от прямого источника света.
Талисман с вершины Фудзи
У каждого веера, которые люди привозили Елене со всего мира, своя уникальная судьба. Так, один из вееров побывал на вершине знаменитой горы Фудзи. Раньше этот веер принадлежал переводчику Вере Афанасьевой, которая вместе со своей семьей жила в Японии. В 1952 году она решила взобраться на самую высокую в Японии гору. У подножия горы всем смельчакам выдавали особенный веер. На вершине на веер ставили печать, доказывающую, что человек действительно покорил Фудзи. Через год после этого Афанасьева вернулась на Родину. Спустя несколько лет она подарила этот памятный веер Елене Янковской: Афанасьева была уверена, что реставратор сможет сохранить веер в его первозданном виде. Так и случилось: на протяжении долгого времени Янковская бережно хранит веер, спустившийся с вершины Фудзи.
Еще один интересный веер, по форме напоминающий сердце, Елене подарили ее друзья. Из книги Янковская узнала, что такие веера священнослужители выбрасывают в толпу народа с балкона храма Тоседай-дзи, который находится в японском городе Нара. Поймать его считается большой удачей: родные счастливчика будут избавлены от болезней, у всех женщин в семье будут легкие роды, а поля принесут богатый урожай. После этого Елене довелось не только побывать в Японии, но и увидеть тот самый храм, с балкона которого был сброшен веер.
Елена Янковская знает о веерах буквально все – по крайней мере не меньше самих японцев. «Веера для меня – уже больше, чем просто хобби, – признается коллекционер. – Это моя жизнь».
Уникальная коллекция вееров реставратора Елены Янковской | Фотогалерея
В настоящее время некоторые веера из коллекции Янковской экспонируются в музее «Русский Левша».