Примерное время чтения: 6 минут
2457

«Жизни больше нет». Как советская власть разрушила империю Карла Фаберже

Ирина Сергеенкова / АиФ-Петербург

Для многих фамилия Фаберже ассоциируется с богатством и роскошью, доступной только царям. Но в конце XIX – начале XX века продукцию этой фирмы могли себе позволить не только члены венценосной семьи, но и простые горожане. Фирма Фаберже изготовляла самые разные предметы, необходимые в быту: от портсигар до дверных замков и рамок для фотографий.

Ювелирную фирму в городе на Неве основал в 1842 года Густав Фаберже, немец с французскими корнями. Бизнес отца Петер Карл подхватил в 1870 году, когда ему было лишь 24 года. Именно под его управлением компания достигла своего расцвета и стала символом качества ювелирного мастерства. 

Царский подарок

Фаберже унаследовал дело отца еще в юном возрасте. Фото: Commons.wikimedia.org

Внимание к делу Фаберже со стороны высокопоставленных лиц Российской империи было привлечено после Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, которая прошла в 1882 году. Тогда работы этой фирмы получили высокую оценку императора Александра III.  Вскоре Петер Карл удостоился звания «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Через три года Александр III заказал ювелиру подарок для супруги Марии Федоровны  - пасхальный сувенир. Каких-то пожеланий, как должен выглядеть презент, царь не высказал, и Фаберже проявил фантазию, соединив в 10-сантиметровом яичке изящество и простоту. Белое снаружи яичко было золотым внутри. В нем сидела курочка, глаза которой заменяла пара рубинов. Открыв ее, императрица увидела еще одно яичко и миниатюрную рубиновую императорскую корону. Подарок так пришелся по вкусу Марии Федоровне, что заказы на подобные сувенирные яйца к светлому празднику стали поступать Фаберже каждый год.

Всего ювелирный дом изготовил около 50 яиц. Существует история, что Карлу было строго-настрого запрещено создавать такие презенты «с начинкой» на сторону, сколько бы за них не обещали денег -  таких подарков могли удостоиться только члены царской династии.

Самое дорогое яйцо, созданное для порфироносной семьи, стоило 25 тысяч рублей, а самое скромное обошлось в тысячу.

Экземпляр из коллекции Музея Фаберже. Фото: АиФ-Петербург/ Ирина Сергеенкова

Стоит отметить,  что над созданием произведения искусства обычно трудилась целая команда ювелиров фирмы. Кропотливая работа занимала около года. При этом каждый раз то, как будет выглядеть яйцо, было сюрпризом для самого заказчика. Если кто-то из любопытствующих пытался разузнать, каким будет новый презент, Фаберже был непреклонен: «Не извольте беспокоиться. Ваши Императорские Величества останутся довольны!».

Существует исторический анекдот о том, как Карл Фаберже обсуждал проект пасхального яйца в год рождения наследника престола. Было высказано предложение отразить в работе тот факт, что наследник уже назначен шефом стрелковых частей.  «Да, только придётся изобразить грязные пелёнки, так как это единственные пока результаты его стрельбы», - ответил на это Карл.

Над созданием произведения искусства обычно трудилась целая команда ювелиров фирмы. Фото: АиФ-Петербург/ Ирина Сергеенкова

Дошедшие до нас истории иллюстрируют то, как порой непросто было работать в компании, под руководством такого перфекциониста,  как Петер Карл. По воспоминаниям очевидцев, он мог разбить любое изделие, если оно ему не нравилось. Когда же ему на глаза попадался неудачный проект, то он принимался нещадно его критиковать. 

Не обходилось и без курьезов. Так, к примеру, ювелир иногда осыпал острыми выражениям эскиз, автором которого был сам. Когда же его авторство открывалось, то он не терялся и отвечал: «Вот что значит некому ругать, так сам себя обругал».

О его творческом отношении к работе и ювелирному искусству можно судить по интервью, которое он дал в 1914 году. Отвечая на вопрос репортера, он сказал: «Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как «Тиффани», «Бушерон», «Картье», то у них, вероятно, найдётся драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1,5 миллиона рублей (примерно 65 миллионов долларов в сегодняшних ценах). Но ведь этоторговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».

Карл Фаберже мог разбить любое изделие, если оно ему не нравилось. Фото: АиФ-Петербург/ Ирина Сергеенкова

Крах империи

Волна революции не могла не захлестнуть дело ювелира, обласканного царским вниманием. В Петрограде, Москве и Одессе были национализированы его фабрики и магазины. Драгоценные материалы и ювелирные изделия попали в руки большевиков.

«Жизни больше нет», - часто повторял в то время ювелир.

Руку помощи ему протянули из-за рубежа. Секретарь английского посольства передал ему предложение от давней клиентки фирмы Фаберже - королевы Великобритании - предложение выехать за границу. В 1918 году в возрасте 72 лет Петер Карл Густавович покинул Россию. На чужбине он прожил недолго - через два года он скончался в швейцарском городе Лозанне.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах