Примерное время чтения: 7 минут
226

По Неве в море. В Петербурге начали сборку 200-местных катамаранов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Аргументы и факты - Петербург 20/04/2022
Пресс-служба АНО «Остров фортов» / Пресс-служба

Петербуржцы и гости города смогут добираться в Кронштадт на судах нового типа: скоростных катамаранах, спроектированных специально под местную акваторию. Они вместительны и комфортны, не боятся волн, могут проходить под сведенными мостами и выходить в море. Построить их обещают, несмотря на санкции.

От парохода к катамарану

Регулярные пассажирские перевозки из Петербурга в Кронштадт начались еще в первой четверти 19-го века: в то время между этими двумя точками курсировал пароход. В наше время почти 10 лет – до прошлого года – водное сообщение с городом-портом молчало. И только в 2021-м от причалов «Сенатская Пристань» и «Зимняя канавка» в ту сторону запустили речные «Метеоры», чтобы переправить всех желающих из центра в новый музейно-исторический парк «Остров фортов».

В итоге за прошлый сезон навигации по этому водному маршруту было перевезено более 23 тыс пассажиров. В текущий сезон ожидается, что их число возрастет до 40 тыс человек, а к 2025-му – до 200 тыс. Под этот растущий пассажиропоток – если оптимистические прогнозы участников проекта оправдаются – и понадобились новые судна.

Через 3 года, возможно, число желающих добраться в Кронштадт по воде вырастет в 10 раз.
Через 3 года, возможно, число желающих добраться в Кронштадт по воде вырастет в 10 раз. Фото: пресс-служба АНО «Остров фортов»

Каждый катамаран нового проекта 04580 «Котлин» сможет вместить до 200 человек: 150 в салоне с панорамным остеклением и еще 50 – на открытой палубе. Будут условия для пассажиров с ограниченными возможностями, услуги питания на борту, кондиционеры, - атмосферу в целом обещают очень комфортную. Но главное в новых суднах – их уникальные мореходные качества. Они смогут проходить под низкими сводами петербургских мостов, развивать скорость до 30 узлов (ок. 57 км/ч) и выходить в залив фактически в любую погоду, не зависимо от волны. Безопасность судна, помимо прочего, будет обеспечивать корпус из алюминиево-магниевого сплава.

Примерно так будет выглядить пассажирский катамаран новой серии.
Примерно так будет выглядить пассажирский катамаран новой серии. Фото: пресс-служба АНО «Остров фортов»

Катамаранам присвоят названия легендарных фортов Кронштадта: «Кроншлот», «Петр Первый», «Александр Первый», «Тотлебен», «Обручев» и «Шанц». Именные таблички первых двух судов в торжественной обстановке прикрутили к символическим деталям будущих кораблей 14 марта. По словам вице-губернатора Максима Соколова, это событие имеет большое значение для судостроительной и туристской отраслей не только Петербурга, но и всей страны. «Город получит новые, современные, комфортабельные судна высокого качества, отвечающие всем мировым стандартам. Путешествие до Кронштадта будет не только познавательным, но и очень комфортным. Уверен, эти катамараны будут ходить и по другим маршрутам: вокруг Петербурга, Ладоги, а затем и по другим внутренним водным путям нашей страны. Это наша питерская нефть», - сказал замгубернатора.

Официальная закладка двух первых катамаранов новой серии на Невском судостроительном заводе
Официальная закладка двух первых катамаранов новой серии на Невском судостроительном заводе. Фото: пресс-служба АНО «Остров фортов»

Свой на 70%

История с закладкой новых катамаранов не только коммерческая (заказчик проекта – судоходная компания «Нева Тревел», владеющая самым крупным в Петербурге флотом пассажирских судов и перевозящая более 800 тыс пассажиров ежегодно, - прим. ред.). Строительство ведется в рамках госпрограммы по обновлению пассажирского флота и развитию отечественного производства при поддержке Минпромторга России. Новые машины выйдут из-под крыла Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ), который более 100 лет производит корабли и суда для военного и гражданского флота России. В Смольном считают, что технологии, которые применяются на этом предприятии, позволяют обеспечить импортозамещение по всем направлениям в области судостроения.

По словам гендиректора предприятия Владимира Середохо, действительно, все технологии в этой сфере начинали отрабатываться именно на СНСЗ, начиная со сварки, которая впервые стала использоваться в 30-е годы прошлого века, и заканчивая композитными технологиями, различными сплавами и так далее. «По скоростным катамаранам проекта «Котлин» локализация производства – свыше 70%, но и по оставшимся позициям вопрос с обеспечением не стоит. У нас все есть для строительства корабля, санкции проекту не помешают», - уверен Середохо. При этом контракт был подписан в декабре минувшего года до начала военной спецоперации в Украине и последующих за ней резких перемен в российской экономике. Однако на закладке судов все стороны проекта подчеркивали, что срыва сроков не будет.

Деталь будущего скоростного катамарана.
Деталь будущего скоростного катамарана. Фото: пресс-служба АНО «Остров фортов»

А сроки таковы: в мае следующего года на воду должны быть спущены первые два катамарана: «Форт «Кроншлот» и «Форт «Петр Первый». Спустя год к ним добавится еще пара судов, и в 2025-м еще два. Так город получит шесть новых машин, аналоги которых в последствии, как ожидается, будут ходить по водам и в других регионах.

К моменту выпуска всей серии новых катамаранов в «Острове фортов» уже должен появиться Музей военно-морской славы, центральным экспонатом которого станет первая советская атомная подводная лодка – ее сейчас также восстанавливают на СНСЗ.

Напомним, проект «Остров фортов» реализуется по поручению президента с февраля 2019 года. Так в Кронштадте появился музейно-исторический парк и учебно-тренировочный комплекс «Лагерь настоящих героев». К 2024-му году здесь должна завершиться реставрация объектов всемирного наследия ЮНЕСКО – фортов «Кроншлот», «Петр Первый» и «Император Александр Первый». А позже планируется построить жилые кварталы, отели, инновационно-инженерный центр и яхтенный порт.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах