Примерное время чтения: 7 минут
965

Почему такой дорогой? Как сэкономить при проезде в Петербурге

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Аргументы и факты - Петербург 02/11/2022
Надежда Плахова / АиФ

Дорога на работу и домой бьет по кошельку петербуржцев. Из-за отмены ряда прямых маршрутов, закрытия популярной станции метро «Чернышевская» многим сейчас приходится ездить на перекладных. Пересадочный тариф не всегда срабатывает, а под землей и вовсе не действует. Можно ли сберечь деньги и нервы, выяснял spb.aif.ru.

Кто платит дважды

С отменой маршруток в ходе реформы проезд на общественном транспорте в Петербурге должен был подешеветь. Действительно, вместо 50 руб. частнику теперь, оплачивая проезд «Подорожником» (а им, по данным Смольного, пользуется более 45% горожан. – Прим. ред.), поездка обойдется в 40 рублей. Однако реформа убрала часть прямых маршрутов, и теперь нужны пересадки. Тут-то и начинаются трудности у многих горожан.

«Мы ездили с женой на работу от Богословского кладбища по Кондратьевскому проспекту: я до Ватутина, она до Невского проспекта. Была прямая маршрутка, но летом ее отменили. Теперь без пересадок меня может довезти только троллейбус № 38, а жену – 8-й троллейбус, но оба ходят медленно и редко. В обед иногда мне приходится забирать из школы детей. На проезд с пересадками уходит 3500–4000 рублей в месяц. На двоих детей ученические проездные – это еще 1196 рублей. Жена с пересадками на наземном до работы может ехать часа полтора, поэтому пересаживается на метро. В итоге ее траты на проезд в день теперь составляют 170 рублей. Итого на семью в месяц – более 8 тыс. на одни проезды», – рассказал spb.aif.ru петербуржец Алексей П.

И это, добавляет он, если не считать, что иногда «Подорожник» пустеет в самый неподходящий момент и приходится ехать по «гостевому» тарифу в 60 рублей. К тому же мужчина не раз замечал, что при пересадке вторая поездка тоже стоит 40 рублей — хотя по пересадочному тарифу «60 минут» вторая поездка в течение часа должна быть доступна за 10 рублей, а третья и последующие – и вовсе бесплатны.

В ГКУ «Организатор перевозок» spb.aif.ru подтвердили, что жалобы на некорректное списание по «Подорожнику» есть, только их немного. В сентябре было зарегистрировано всего 66 обращений, в октябре – 38, при том, что среднесуточный пассажиропоток на наземном городском пассажирском транспорте – почти 3 млн человек. Вернули излишне списанные средства по «Подорожнику» только трем петербуржцам. «В большинстве случаев пересадочный тариф «60 минут» срабатывает правильно. Перевозчиками ведется постоянный контроль за корректностью работы бортового оборудования оплаты проезда, иначе им грозят штрафные санкции в рамках исполнения государственного контракта на пассажирские перевозки», – уточнили в «Организаторе перевозок».

Метро и автобус –не пара?

Второй момент, причиняющий неудобства, – тариф «60 минут» не действует при пересадке с наземного транспорта на метро, а к этому способу многие тоже стали прибегать после отмены прямых маршруток. И тогда к первой поездке в 40 рублей добавляется трата в 45 руб. на подземку, итого – 85 рублей в одну сторону.

«Пересадочный тариф был введен специально в рамках новой модели транспортного обслуживания пассажиров. Так как изменения коснулись только маршрутной сети наземного пассажирского транспорта, то и действие пересадочного тарифа распространяется только на «наземку», – объяснили этот момент в комитете по транспорту.

В метро выгоднее использовать Единую карту петербуржца (ЕКП), проезд по которой стоит 35 рублей, а при оплате на турникете смартфоном и того меньше – 31 рубль. Однако оплата в наземном транспорте по ЕКП как банковской картой идет по полной «таксе» в 60 рублей, да и пересадочным тарифом по ней не воспользуешься. Остается вариант комбинировать при пересадке с наземного на метро и «Подорожник», и ЕКП, что тоже не очень удобно. Казалось бы, может выручить билет «90 минут» стоимостью 72 рубля, в который входит одна поездка на метро и неограниченное число проездов по земле в течение полутора часов. Но и тут есть нюансы. Во-первых, для него нужно покупать от-
дельный «Подорожник». Во-вторых, на него можно записать ограниченное количество билетов: не более 30. И, в-третьих, за проезд всегда будет списываться 72 рубля, даже если пассажир не совершит пересадку. И получается, что если горожанину хочется свободы в выборе способа проезда с пересадками, как ни крути, для экономии придется запастись несколькими картами.

«То, что в Петербурге часовой пересадочный тариф не распространяется на метро, кажется какой-то технической недоработкой реформы. Тарификация с разделением на наземные и подземные виды транспорта неудобна пассажирам, хотя и к этому люди привыкнут. Но если и на земле идут сбои с оплатой при пересадке, такое, конечно, нельзя оставлять без внимания и нужно жаловаться», – отметил эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.

Будет дороже?

Недовольство петербуржцев вызывает и дороговизна проезда на общественном транспорте в целом. Например, в Москве, где и доходы горожан выше, стоимость единого проездного билета на 30 дней на тысячу рублей дешевле, чем в Петербурге: 2360 против 3385 рублей. Между тем, в 2023 году проезд в Северной столице может еще подрасти в цене. В среднем – на 8,22%, как предлагает комтранс. Сейчас эти выкладки анализирует комитет по тарифам, за ним и будет окончательное решение. Если индексация будет одобрена, «гостевой» билет в наземном транспорте подорожает до 65 рублей, на метро – до 70, а по «Подорожнику» – до 44 и 49 рублей соответственно. «Подскочат» в цене и проездные билеты, в том числе для студентов и школьников.

«Нами направлены не предложения по повышению тарифов, а предложения по индексации в отношении разового билета. И направлены в связи с соответствующими указаниями финблока, которые нам этот индекс установили. Предполагаемые цены на проезд не превысят официальный уровень инфляции. В частности, стоимость гостевых или разовых билетов поднимется всего на пять рублей. Кроме того, продолжит действовать пересадочный тариф, который позволяет значительно экономить на проезде», – прокомментировала spb.aif.ru вопрос с повышением руководитель пресс-службы комитета по транспорту Оксана Шульга, отметив, что окончательное решение по индексации не принято.

А как в Москве?

Директор Центра исследований «Умного города» НИУ ВШЭ Константин Трофименко:

«В таком большом городе, как Петербург, экономически нецелесообразно содержать маршруты, позволяющие доехать напрямую из любой точки во все районы. Однако если вводится маршрутная сеть, ориентированная на пересадки, обязательно должен быть удобный и бесплатный в рамках определенного времени пересадочный тариф. Это аксиома. Например, карта «Тройка» в Москве распространяется на все виды общественного транспорта, в том числе метро. Это общемировой стандарт. Удобство и экономия горожан при оплате за проезд должны быть решающим фактором при проведении транспортной реформы».

Оплата ниже себестоимости

Директор института современного государственного развития Петербурга Дмитрий Солонников:

«На стоимость общественного транспорта в Петербурге влияет несколько факторов. Во-первых, величина города: любой из соседних городов равен, в лучшем случае, одному из районов Петербурга, что сказывается на длине маршрутов. В этом смысле мы действительно сравнимы только с Москвой.

Но надо учитывать и второй фактор – географию. В стране нет второго такого города-миллионника, расположенного на такой широте, где затраты на поддержание и работу всей системы общественного транспорта были бы столь велики. Это, условно говоря, плата за выбор места проживания. При этом транспорт в Петербурге дотационный, деньги выделяет и городской бюджет, и частично федеральный, поэтому можно говорить о том, что мы с вами платим ниже себестоимости поездки. И даже возможное повышение цен с нового года будет все равно ниже уровня общей инфляции.

Что касается нестыковок в системе оплат, каких-то технических проблем, то, согласимся, нет предела совершенству – понятно, что эта система будет меняться, улучшаться, специалисты работают над тарифами, выявляются «узкие места», и это нормальный рабочий процесс».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах