9 февраля 1969 года состоялся дебютный полет первого в мире широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского авиалайнера – Боинга 747. В течение почти 50 лет он остается самым популярным самолетом в гражданской авиации. Это воздушное судно нельзя спутать с другими бортами: Боинг 747 отличается большими размерами характерным «горбом» верхней палубы. По мнению экспертов, этот самолет примет на борт еще миллионы пассажиров, но через несколько десятилетий будет иметь совершенно другой вид и обладать функциями, о которых сейчас можно только мечтать. О самолетах будущего SPB.AIF.RU рассказал проектировщик интерфейсов беспилотной авиации Андрей Григоренко.
Пилот – на земле
Будущее не за горами – уверены ученые. По словам экспертов, пройдет не так много лет, и машины целиком уступят место электромобилям, управлять любой техникой можно будет при помощи голоса, а электричество будет вырабатываться за счет солнечных панелей.
Прогресс затронет и самолеты. Не исключено, что уже через 30-40 лет все воздушные судна полностью перейдут на беспилотный режим. Все предпосылки для этого уже есть: сейчас такие самолеты используются в военной авиации, а в Англии проводят первые опыты с пассажирским беспилотником.
«Это будет совершенно безопасно, – отмечает Григоренко. – Ведь современные самолеты и так могут двигаться в автоматическом режиме: они выполняют взлет, посадку и перелет в пункт назначения. Осталось лишь запрограммировать технику таким образом, чтобы борт мог лететь без пилота в кабине, оснастить самолет системой предотвращения столкновений. Специальные датчики будут фиксировать приближение другого борта и при необходимости корректировать курс».
Пилот все же будет задействован в выполнении рейса – правда, работать он будет не на воздушном судне, а в специально оборудованном пункте на земле. При этом диспетчеры будут так же помогать командиру и контролировать самолет в воздухе. Получается, пилоту не нужно будет проходить контроль в аэропортах, и за день он сможет дистанционно сопроводить в разы больше рейсов.
Изменение в пользу экологии
Изменится и внешний вид самолета, а также его характеристики. «Корпус самолетов будет напоминать космические ракеты, – считает проектировщик. – А хвост примет форму кольца: уже сейчас доказано, что такая конструкция поможет избежать «звуковых ударов» и смягчить полет для пассажиров».
Через 50-60 лет пассажирские лайнеры станут сверхзвуковыми и смогут развивать скорость до 2 тысяч километров в час. Другими словами, перелет из родного города в теплые страны займет ненамного больше времени, чем обычная поездка в метро. При этом двигатели будут работать за счет солнечный панелей, размещенных на крыше и крыльях самолета. Таким образом, выброс оксида азота снизится практически на 80%, и сверхзвуковой самолет станет самым экологичным видом транспорта.
Виртуальная реальность на борту
Главным же развлекательным приспособлением будет не встроенный в кресло планшет, а шлем виртуальной реальности, который при посадке на борт получит каждый пассажир. «Будущее за виртуальной реальностью, – заявляет Григоренко. – Кроме того, такой шлем несет не только развлекательную функцию, но и помогает пассажирам избавиться от чувства страха при полете. Надел шлем – и перенесся в параллельную вселенную!». При помощи этого приспособления можно будет побывать в необычных сказочных мирах – покататься на американских горках, совершить сплав по горной реке, прыгнуть на тарзанке над огромным живописным озером: и все это, не сходя со своего места и не делая никаких движений. Также в память шлема будет встроено огромное число фильмов и сериалов, при просмотре которых пассажиры ощутят эффект полного присутствия.
Сами кресла тоже поменяют привычный вид. «Есть два варианта модернизации кресел, - рассказывает проектировщик. – Рассматривается идея создания кресел, которые будут принимать форму тела конкретного пассажира и станут суперкомфортными. Другой вариант – сделать кресла-«коконы». Они полностью изолируют каждого человека на борту друг от друга, и вы не будете беспокоиться из-за назойливых соседей или кричащих детей. В таких кабинках можно даже регулировать температуру. По моим прогнозам, такие самолеты будет летать уже в XXII веке. Думаю, что, попав на это воздушное судно, люди больше не захотят садиться на поезд или на корабль!».