Нахимичили! Самые знаковые открытия химиков в истории человечества

Григорий Белозеров / АиФ

В 1868 году в Санкт-Петербурге по инициативе Дмитрия Ивановича Менделеева было организовано Русское химическое общество. Ученые, состоявшие в нем, совершили большое количество великих открытий. В целом же, химия – это одна из самых древнейших наук. Ученые испокон веков начали изучать вещества, их состав и строение.

SPB.AIF.RU вспоминает самые важные открытия в области химии в истории человечества.

Как получить золото

Говорить о развитии химии можно с момента появления человека разумного, то есть сотни тысяч лет назад. Если сегодня развести огонь – плевое дело, то для первых людей эксперименты с огнем можно было назвать величайшим прорывом. Дубление шкур, приготовление пищи – все это первые шаги человечества в области химии. Десятки тысяч лет назад люди уже умели добывать краски, изготавливали лекарства и яды. Постепенно в умах просвещенных ученых начала вырисоваться отдельная наука – алхимия.

Одним из первых великих научных открытий алхимиков можно считать изобретение стекла в 4 тысячелетии до нашей эры в Египте. Поразительно, но состав стекла того времени и наших дней практически идентичны. Конечно, владели в то время знанием технологии лишь избранные. В основном это были жрецы, которые трепетно оберегали свои знания от простых смертных. К европейцам химическая наука попала лишь в 700 году нашей эры, когда арабы завоевали Испанию.

В то время, как, впрочем, и сейчас, большую ценность имело золото. И лучшие умы среди алхимиков безуспешно бились над задачей превращения обычных металлов в благородный. Благодаря этому арабский алхимик Гебер со своими учениками изобрели множество методов химической препаративной техники: кристаллизацию, фильтрование. Ученые описали получение серной, азотной и уксусной кислот, приготовили нитрат серебра, сулему, нашатырь и мышьяковую кислоту. Правда, так и не справились с главной задачей - золото из металла так и не добыли. Правда, это никому не удалось и до сих пор.

Химия как самостоятельная дисциплина определилась в XVI—XVII веках, после ряда научных открытий.  Фото: АиФ/ Григорий Белозеров

Русский гений

Одной из самых значимых вех в истории всего человечества можно назвать изобретение пороха. Не будь его, неизвестно, какими путями пошло бы развитие цивилизации. Бытуют устойчивые мнения, что порох был изобретен в Китае в начале первого тысячелетия. Китайское слово «порох» означает буквально – огонь медицины. Азиаты успешно скрывали секрет приготовления этого взрывчатого вещества, поэтому в Европе он стал известен лишь в 9 веке. Кстати, в те времена алхимики активно пытались придумать эликсир бессмертия и использовали в своих экспериментах порох.

К 16 веку химия определилась как самостоятельная наука. И одним из величайших новаторов в истории химии был Михаил Васильевич Ломоносов. Он впервые дал определение элемента – атома, корпускулы – молекулы, и начал разработку своей корпускулярной теории.

В 1744 году он сформулировал основные положения молекулярно-кинетической теории теплоты, годом позже открыл закон сохранения массы веществ, наблюдал явление пассивации металлов в концентрированной азотной кислоте.

А в 1774 году английский химик Джозеф Пристли открыл один из важнейших элементов на Земле – кислород. Правда, сам поначалу не понял, какое важное открытие он совершил. Ученый начал использовать кислород в экспериментах, описал его роль в процессах горения и дыхания живых существ. А затем, путем растворения сжатого воздуха в воде, Пристли изобрел газированную воду, которое с огромным удовольствием до сих пор пьет весь мир.

Памятник М. В. Ломоносову перед зданием факультета журналистики МГУ. Скульптор И. И. Козловский и архитектор Г. Г. Лебедев. 1957 Фото: Commons.wikimedia.org

Таблица Менделеева

В конце 19 века русский химик Дмитрий Иванович Менделеев совершил настоящую революцию в химии. Он доказал, что если все 63 известных на то время элемента расположить в порядке возрастания атомных масс, их свойства повторяются в соответствии с определенными периодическими циклами. Он создал периодическую таблицу элементов, которая сегодня известна, как таблица Менделеева и ее изображение висит в каждом классе химии в школе. Кроме того, химик предсказал существование элементов, которые еще не были обнаружены. Три из них открыты в течение его жизни: галлий, скандий, германий.

На сегодняшний день открыто 117 элементов - «благородные газы», природные и искусственно полученные радиоактивные элементы. И даже теперь периодическая таблица элементов не полная. Проблема нижней границы таблицы Менделеева остается одной из важнейших в современной теоретической химии.

Примерно в то же время английский ученый Джозеф Джон Томпсон выясняет, что отрицательно заряженные частицы, испускаемые электронно-лучевыми трубками еще меньше, чем атомы. То есть суть открытия состояла в том, что материя состоит из еще более мелких частиц, чем атомы. Эти исследования граничат и взаимодействуют с другой наукой – физикой. За это Томсон получил Нобелевскую премию по физике в 1906 году.

Мендлеев
В конце 19 века русский химик Дмитрий Иванович Менделеев совершил настоящую революцию в химии. Фото: Commons.wikimedia.org

Опасная химия

В 1855 году английский металлург и изобретатель Александр Паркс сумел получить первую пластмассу. Он назвал ее паркезин, однако это наименование не прижилось, распространение получило другое название – целлулоид. Благодаря этому изобретению получилось огромное количество производных – от жевательной резинки до грампластинок и резины. Сегодня мы не мыслим жизни без пластмассы: из нее изготавливается огромное количество самых разнообразных изделий.

Двадцатый век прошел под знаком химии. Важнейшие открытия продолжаются и в 21 веке. Наука продвигается все дальше и дальше. Чего стоит одно изобретение антибиотиков и вакцин. Благодаря химикам-медикам сохранены миллионы человеческих жизней. Зачастую химики испытывали свои изобретения прямо на себе. Известны случаи, когда такие эксперименты ученых заканчивались очень плачевно и даже фатально.

Например, шведский химик Карл Шееле открыл в 1782 году синильную кислоту. В то время каждый ученый, изобретая новое химическое вещество, должен был его подробно описать. Чем и занялся первооткрыватель. И если с описанием цвета и запаха проблем не возникло, то вкус довел химика до могилы.