(обновлено )

«Космос покорить нельзя». Усачёв - о полётах, НЛО и дружбе с астронавтами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и факты - Петербург 12/04/2023
Селфи.
Селфи. / Юрий Усачев / Из личного архива

Герой России Юрий Усачев четыре раза летал к звездам, семь раз выходил в открытый космос. Накануне Дня космонавтики он рассказал spb.aif.ru о том, какой увидел Землю с такой высоты и почему верит в инопланетян.

Космический брат

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Юрий Владимирович, вы сказали, что вам не нравится, когда говорят о покорении космоса. А какие слова больше подходят для нашего взаимоотношения со Вселенной?

Юрий Усачев: Для меня космос – нечто особенное. Поэтому не очень понимаю, как можно покорить то, что несравнимо больше, загадочнее. Покорение – это что-то от чрезмерной человеческой гордыни. Странно слышать, когда утверждают, что покорили Енисей или тайгу. Природу приручить нельзя, и она постоянно преподает нам эти уроки. Давно замечено – мир, как большая копировальная машина: как ты к нему, так и он к тебе. Что касается нашего общения с космосом, уместно говорить, что мы только пытаемся понять эту среду, ищем, как грамотно ее использовать. Не эксплуатировать, а найти общий язык, стать союзником.

– К сожалению, сейчас на Земле прежние союзники могут стать врагами. На космосе, правда, это не очень отражается, что подтвердил недавний старт нашей Анны Кикиной на американском корабле…

– Уйти от политики нельзя, но в космической отрасли особая ситуация. Ведь МКС надо обслуживать, а значит, мы должны работать вместе. А если что-то случится, можешь рассчитывать только на тех, кто рядом. Это в тысячный раз показал и недавний полет международного экипажа, в состав которого входила сибирячка Анна Кикина. И проверку на прочность они прошли по полной – за два месяца на МКС произошли две серьезные нештатные ситуации, а взаимовыручка всех членов группы стала причиной того, что все закончилось благополучно. В марте пилотируемый американский корабль сел на воду в Мексиканском заливе. Все живы, здоровы, и Аня в том числе. При этом на МКС полет продолжается. Сейчас там работает 68-я длительная экспедиция в составе космонавтов России, NACA и Арабских Эмиратов.

– Вы тоже несколько раз летали на «Шаттлах», в том числе были командиром, когда в состав входили американцы. Какие задачи ставились перед командой?

– Этот полет стал для меня четвертым и начался 8 марта 2001 года. Вместе со мной летели и американские астронавты Джеймс Восс и Сьюзан Хелмс. Люди самодостаточные, настоящие профессионалы. Джеймс прошел путь от рядового пехотинца до полковника, Сьюзан тоже была полковником, специалистом по авиационному вооружению. Кстати, после полета она ушла в военный космос и дослужилась до генерала. Пожертвовала семьей, но карьеру сделала по максимуму. В NASA немного людей, которые доросли до таких высот. А вот навыков длительного полета они не имели, и одна из задач, которую мне поставили как командиру, дать им этот опыт.

Мы вместе почти четыре года готовились к полету. Причем дружили, что называется, семьями, учили английский и русский. Они со своими близкими приезжали в Звездный и ко мне на дачу. Любовались природой, парились в бане. Мы тоже гостили в Хьюстоне, ходили на баскетбольные матчи и родео. Кстати, с Джеймсом в тесном контакте до сих пор. Сразу после полета он мне постоянно звонил: «Юра, скучаю!». Сейчас встречи стали реже, но дистанционно общаемся постоянно. Письма он подписывает «Твой космический брат».

– Кстати, о бане. Говорят, что на космической станции есть сауна и даже привозят березовые веники. Легенда?

– Нет, правда. Конечно, баней это назвать сложно. Предусмотрена цилиндрическая капсула в человеческий рост, куда подается горячий воздух. Нам действительно с Земли прислали с грузовым кораблем березовые веники, которые мы запаривали в пластиковом пакете. В космосе дефицит земных, привычных ощущений, и запах распаренного березового веника был настоящим подарком.

– Вы семь раз выходили в открытый космос. Кем себя при этом ощущаешь, песчинкой или хозяином Вселенной?

– Сам выход в космос – тяжелая работа. Только подготовка скафандра занимает немало времени и требует многократной проверки. Если сделаешь что-то не так, станция к тебе не подлетит. Оторвешься и погибнешь. Первые впечатления от выхода в открытый космос хорошо помню до сих пор. Я ведь думал, что Земля маленькая, хрупкая, как елочная игрушка. Ничего подобного – она потрясает своим величием. Полтора часа длится один виток вокруг нашей планеты на высоте 400 километров. В то же время нет чувства, что ты песчинка. Может быть, это слишком смело, но я пришел к выводу, что человек соразмерен Вселенной и находится с ней в гармонии.

Дорасти до инопланетян

– В апреле на широкий экран выходит фильм «Вызов», где по сюжету хирург летит на МКС, чтобы сделать космонавту операцию на сердце. А если в реальности кто-то на станции заболеет, что делать?

– Во-первых, все проходят очень строгий медицинский отбор. Никто даже с потенциальными болячками не пройдет. Во-вторых, если что-то случится, соберутся доктора в центре управления полетом и примут решение. Конечно, это особая ситуация – лечение на борту. Поэтому могут быть разные варианты, вплоть до возвращения на Землю. В этом случае предусмотрен срочный спуск, для доставки больного будут задействованы вертолеты и корабли, если надо – развернут походный госпиталь.

– Вы написали несколько популярных книг о космосе, где размышляете и о неопознанных объектах. Над Петербургом их тоже видят нередко. А вы инопланетян не встречали?

– За четыре полета ничего, что можно зафиксировать как НЛО, не видел. Однако убежден, что мы не одни во Вселенной. Почему в таком случае никого не видим? Думаю, не очень готовы к подобным контактам. Вот появятся, например, посланцы другого разума. О чем будем с ними беседовать? Нам сегодня не хватает терпения, чтобы услышать даже своих собеседников. Мы не знаем соседей на лестничной площадке, а за лишний метр забора на даче готовы пойти врукопашную. Поэтому до инопланетян еще надо дорасти. Как говорят на Востоке: «Когда ученик готов, тогда и учитель появится». Как только разберемся сами с собой, так сразу с ними встретимся (улыбается).

– Вы не раз повторяли: если бы каждый человек хотя бы один раз облетел Землю, многое изменилось в лучшую сторону. Почему?

– Космос меняет масштаб восприятия. Начинаешь понимать, что проблемы, которые тебе казались важными, на самом деле ничего не стоят. Осознаешь, насколько важно происходящее каждую секунду, как ценна жизнь – своя и других. Сегодня надо прекратить конфликты на Земле, иначе недалеко до огромной встряски. Мы должны быть счастливы и благодарны, что у нас есть такая планета, ее надо щадить и оберегать, а не доводить до беды.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.