Министерство промышленности и торговли готово оказать поддержку в разработке первого в России солнцемобиля. Примечательно, что над его созданием трудятся студенты. Ученики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) собираются принять участие в конкурсе в Австралии, по правилам которого студенты из разных вузов мира должны за два года создать солнцемобиль и принять участие в гонке.
Начали с нуля
«Конкурсу уже 30 лет, а Россия в нём принимает участие впервые, - рассказал руководитель проекта, студент магистратуры петербургского Политеха Евгений Захлебаев. – К работе мы приступили год назад. Посетили несколько вузов в Америке и Голландии, где познакомились с опытом лучших специалистов в этой области. На сегодняшний день с нуля нами созданы практически все узлы и механизмы. Осталось только собрать их, а также отлить кузов. Модель должна быть готова к середине июля».
Участие в турнире, по словам самих конструкторов – это и статус, и развитие новых технологий в собственной стране, и опыт (что особенно важно для будущих инженеров). Например, до сих пор студент знает тему только по учебнику, а тут предоставляется возможность всё проверить на практике - спроектировать модель в компьютере, создать её своими руками, применить расчёты сопромата на опытном экземпляре, просто поработать в команде. В рабочей группе - 15 человек. По сути, это маленькая автомобильная компания, каждый из отделов которой представлен 1-2 молодыми специалистами.
«Все характеристики солнцемобиля ориентированы на то, чтобы максимально экономить энергию, - объяснил ведущий инженер проекта и один из трёх штурманов предстоящей гонки, студент магистратуры Артём Лебедев. - Кузов изготовлен из лёгкого углеволокна, которое делается из нескольких слоёв обычной ткани, пропитанной связующей полиэфирной смолой. Чтобы снизить лобовое сопротивление - отсутствуют любые углы. Колёса скрыты кожухами, и выведены наружу только на 6 сантиметров. Сами колёса узкие, как у мотоцикла - опять же, чтобы снизить трение. Солнечная панель способна преобразовывать в электричество до 24% принимаемых лучей - это очень высокий показатель».
Размеры гоночного аппарата - 1,5 на 4,5 метра – фактически, как обычная легковушка. По форме он напоминает катамаран - две лодки-гондолы на колёсах и перемычка. В одной части сидит водитель, в другой размещается аккумулятор, контролер. Батарея располагается на крыше. Вес машины – всего 200 килограмм.
Гонка в прямом эфире
Оценивать конструкторов-гонщиков жюри будет по двум критериям – технические характеристики собственного творения и результат заезда. Поэтому необходимо будет продемонстрировать не только чудеса скорости и вождения, но и - даже в первую очередь – достижения инженерной мысли!
Длина трассы - 3 тысячи километров, с юга на север континента. Предполагаемое время в пути – неделя. Езда разрешена только в светлое время суток. Рядом с каждым солнцекаром будет двигаться машина сопровождения. Кстати, фаворитами турнира являются голландцы, на счету которых целых 9 золотых медалей, а ещё американцы и японцы. Студенты-петербуржцы говорят, что пока ставят задачу войти в первую десятку, ну и в целом - освоиться. Заезд будут освещать ведущие телеканалы мира, трансляцию марафона можно будет увидеть на сайте турнира в прямом эфире.