Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 8 минут
128

Синдром сироты. Выпускников детдомов и инвалидов учат жить не на пособия

Выпускники петербургских детских домов и дети с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с проблемами трудоустройства. Многие ребята замкнуты, им сложно находится в социуме, они порой не представляют, как вести себя в коллективе и почему важно приходить на работу вовремя, а ливень на улице не причина для опоздания на работу. Как помогают таким людям и где можно пройти стажировку перед выходом на открытый рынок труда — в материале spb.aif.ru.

С зарплатой и премиями

Обыкновенное здание, длинный коридор — и двери, двери, двери. Но за одной из них — офис 266, мастерские «Подари». Именно там детей, от которых отказались родители или подвело здоровье, учат быть самостоятельными и объясняют, что прожить всю жизнь на пособия невозможно.

Здесь не богадельня, тут не хвалят за любую мелочь, здесь важны результат, качество, ответственность, дисциплинированность. Это совсем не учёба и не хобби, это настоящая работа с зарплатой и даже премиями. Выпускники детдомов и инвалиды — всего их около тридцати — делают из гипса декоративные изделия для украшения интерьера: лепят, шлифуют, заливают в формы парафин, раскрашивают вручную. В мастерской сразу бросаются в глаза полки с модными подсвечниками, подставками для благовоний, вазами — всё это сделано руками воспитанников детских домов и ребят с ограниченными возможностями здоровья.

В мастерских изготавливают украшения для интерьера.
В мастерских изготавливают украшения для интерьера. Фото: Арина Кулешова

Срок стажировки для каждого подбирают индивидуально: минимальный три месяца, максимальный — три года. Смотрят на успехи в деле, взаимоотношения с коллегами, и только после этого решают, когда работника можно отпустить на открытый рынок труда. И там они находят постоянную работу — выпускников мастерских уже взяли в крупные торговые компании, салоны красоты, на простые производства.

«Раньше я плёл изделия из лозы, но потом понял, что это не то, чем бы мне хотелось заниматься, — рассказал работник мастерской Игорь Филиппов. — Сейчас я делаю свечи, и мне бы хотелось заниматься керамикой. Я вообще люблю всё, что связано с творчеством и созданием какой-либо вещи».

Игорь Филиппов хочет освоить творческую профессию.
Игорь Филиппов хочет освоить творческую профессию. Фото: Арина Кулешова

Для Игоря самый важный критерий качества — чтобы готовая вещь была приятной на ощупь: «Всё должно быть хорошо сделано. Когда мы берём изделие, мы в первую очередь трогаем его и понимаем, нравится нам оно или нет. Поэтому в моей работе очень важны внешний вид и осязание».

Алиса Коровкина уже давно закончила стажировку в мастерских и теперь трудится там мастером-технологом: «Заведую всеми технологическими процессами, ищу способы для улучшения качества изделий и легкости в работе. Но я еще и мастер-наставник: рассказываю ребятам про все наши процессы, учу шлифовать, покрывать, делать силиконовые формы и заливать свечи».

Алиса рассказала, что ей было несложно влиться в коллектив, так как она общительная. «Но у меня были внутренние неразрешенные проблемы, — призналась девушка. — Мне было тяжело доверять людям».

Очевидное не очевидно

Директор мастерских «Подари» Татьяна Рубинштейн рассказала, что ребята, с которыми они работают, иногда не понимают, казалось бы, очевидных для многих вещей. Проблемы идут в первую очередь из-за отсутствия семьи или, наоборот, гиперопеки мам и пап: «У нас были случаи, когда мама возила к нам 19-летнего парня, помогала ему всё делать. Мы заглядываем, а она сидит с ним и что-то красит. Спрашиваем, почему вы красите вместе с сыном. А она отвечает: „Он вам сейчас всё испортит“. Мы ей объяснили, что если она не прекратит опекать и делать вместо сына работу, то он всегда будет портить и ничему не научится».

Сирот и инвалидов приходится учить азам работы в коллективе.
Сирот и инвалидов приходится учить азам работы в коллективе. Фото: Арина Кулешова

Рубинштейн объяснила, что некоторые выпускники детских домов совершенно не понимают, почему ливень на улице совсем не уважительная причина для опоздания на работу: «Ему говоришь, рабочий день начинается в десять утра. А он нам: „Вы что издеваетесь, на улице ливень, я что, в ливень поеду?“ Но это происходит не потому что они глупые или плохие, а потому что у них не было примера в детстве. Им не на кого было равняться».

У детдомовцев не было перед глазами модели семьи, где строят взаимоотношения, трудятся, планируют бюджет. Поэтому ребят приходится учить даже финансовой грамотности. Пока дети живут в детдоме, они получают различные пособия — по потере кормильца, по инвалидности и другие, и к 18 годам успевают скопить серьёзную сумму на счёте. Но часто они ее тратят за несколько дней, потому что впервые вдруг оказываются с деньгами в кармане. «Есть история, когда ребята сняли коттедж, и там за сутки несколько миллионов профукали, устроили вот такой праздник-выпуск. А потом нечем было обставлять квартиру, которую выдаёт государство. Всё это происходит от того, что рядом нет взрослого человека, который был бы наставником».

Сетует Татьяна и на отсутствие мотивации, ведь в детдоме ничего не нужно делать, там так все дают. А затем выпускник заканчивает колледж, встает на биржу труда получает пособия. «И зачем работать? Вообще незачем. Есть пособия, есть квартира. Все хорошо. Но в 23 года этот кран перекрывается. И больше нет ни прав на бесплатный проезд, ни компенсаций, ничего. А ты до 23 лет красиво плыл по течению. И дальше начинается: надо работать, а опыта работы нет, желания работать нет, нет понимания вообще, как устроена работа».

Поэтому ребятам и нужны эти мастерские — они нарабатывают опыт, учатся трудиться, зарабатывать и тратить. Их стараются брать еще до выпуска из детдома, чтобы они успели пройти тренинги, профориентацию, адаптироваться к самостоятельной жизни.

«Нам очень важно, чтобы и выпускники детских домов, и ребята с особыми возможностями были самостоятельными и могли потом жить сами», — определила миссию мастерских Татьяна Рубинштейн.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5


Самое интересное в регионах