Победа над нацистской Германией стала заслугой не только солдат Красной Армии, бившихся на полях сражений, но и предприятий, обеспечивавших нужды фронта.
Многие из них находились в блокадном Ленинграде. Голод, холод, артобстрелы и бомбардировки. Условия, по современным меркам, несопоставимые с жизнью. Одним из ключевых объектов оборонной промышленности стал Кронштадтский Морской Завод.
На предприятие, оказавшееся в кольце блокады, обрушилось почти 4 000 снарядов и более 100 авиабомб. Около ста человек погибли на рабочих местах во время бомбежек и артобстрелов.
В пятницу, 7 мая, работники завода, не смотря на проливной дождь, стройной процессией вышли в сад Металлистов, находящийся рядом с проходной предприятия. Они почтили память героев, возложив венки и цветы к памятнику подвигу Морзаводцев.
Первые дни войны
Кронштадский Морской Завод основан в 1858 году — это одно из старейших судоремонтных предприятий России. На протяжении всей своей истории завод был и остается главной ремонтной базой Балтийского флота.
Нападение Фашистской Германии на Советский Союз хоть потрясло страну, но предприятие отреагировало оперативно: в первый же день завод перешел на работу в режиме военного времени.
Уже в июле 1941 г. 395 работников предприятия ушли на фронт ополченцами. Из них вернулось только 16 человек. Около 900 человек были мобилизованы.
Четверо воинов награждены званием Героя Советского Союза: Дмитрий Ходаков (посмертно), Яков Слепенков, Николай Лебедев (посмертно), Василий Жильцов.
С первых дней войны завод стал выполнять поручения командования: переоборудование катеров и траулеров в электромагнитные тральщики, грузили мины на торпедные катера, выполняли срочный аварийный ремонт кораблей, получивших боевые повреждения.
Между тем, рабочие занимались не только ремонтом кораблей: после окончания смен они строили щели, химубежища, доты.
В августе 1941 года в Кронштадт пришли корабли, вырвавшиеся с оккупированных немцами территорий. Финский залив был уже заминирован, и суда не моги выходить на боевые дежурства. «Работали» только подводные лодки.
Оставшиеся зажатыми у берега, корабли обстреливали из своих орудий вражеские позиции на северном и южном берегах Финского залива.
Под градом бомб
Сейчас мы находимся на территории Завода, рядом с доком имени Сургина.
Ветер застыл, навязчивая морось сменяется холодным проливным дождем. Туман цепляется за стрелы огромных портовых подъемных кранов.
У стенки заводского пирса перед центральным зданием предприятия стоят несколько судов – это учебные и боевые корабли Балтийского флота. Лязг металла, шипение сжатого воздуха. Сквозь эту какофонию прорываются надрывные крики чаек.
«К середине сентября 1941 года германские войска прорвались к Финскому заливу. 23 сентября 1941 года захватили Новый Петергоф. То есть они оказались прямо напротив Кронштадта, - рассказывает специалист по связям с общественностью Кронштадского Морского Завода, Глеб Чубинский-Надеждин, указывая рукой на затянутый туманной дымкой горизонт. – Они били просто прямой наводкой – расстояние менее 10 км. Нацисты ставили перед собой задачу уничтожить завод как главную судоремонтную базу на Балтике».
Дрожала земля. Чадили пожарища. Бомбы разрушили многие цеха, нанесли повреждения докам, южной швартовочной стенке. Рабочие гибли под завалами. Но это не остановило завод. Сразу после налетов начинались восстановительные работы.
В Музее истории Кронштадта сохранилась уникальная схема – это карта артобстрела и бомбежек территории завода 1941-43гг. Глядя на нее, понимаешь – почти в каждое здание попадало более 10-15 снарядов. По сути, они превратились в решето.
А потом пришла лютая зима 1941 года.
Голод и холод
«Голод в Кронштадте был страшнее, чем в блокадном Ленинграде: подвоз продовольствия в город был сильно затруднен. В первую блокадную зиму температура опускалась до - 40 градусов. Замерзали не только люди: застывала смазка в станках, и ее приходилось разогревать, чтобы их запустить, - рассказывает научный сотрудник Музея истории Кронштадта Наталья Смазнова. – Между тем, взамен ушедших на фронт мужчин к станкам встали женщины, дети, подростки. Когда в 1943 году была учреждена медаль за оборону Ленинграда, в Кронштадте ее получали ребята 13-14 лет».
Например, сохранились воспоминания сотрудника завода Юрия Мрачковского: уже в 10-11 лет он работал бракировщиком корпусов подводных лодок.
Мальчишка после каждого авианалета или обстрела обходил суда, стоявшие у южной стенки заводского пирса, и помечал краской, что подлежит восстановлению, а что нет.
Между тем, в цехах не было ни света, ни тепла.
«На кораблях запускали паровые машины, пар подавали в цеха. Электричество вырабатывали дизель-генераторы, - поясняет научный сотрудник. – Завод не остановился, работал 24 часа, смена 12 часов. Рабочие же страдали от дистрофии».
В то же время здесь трудился уроженец Кронштадта Евгений Васильев, 1910 года рождения. Он поступил на завод в 16 лет, работал токарем по дереву в мастерских по постройке стальных катеров.
Его внучка, инженер по подготовке производства Морзавода Татьяна Рыжкова показывает выцветшие фотоснимки, документы: вот наградные на медали «За Оборону Ленинграда», «За доблестный труд во время войны 1941-45гг». С карточек на нас смотрит худощавый паренек в лихо сдвинутой на ухо фуражке.
«К сожалению, дедушка умер еще в 1970-х, но его скупые воспоминания о войне живы в семье до сих пор, - делится Татьяна. – Тогда царили холод и голод. Приходилось есть даже столярный клей. Они работали днем и ночью, он мог не выходить месяцами с завода, выполняя заказы для фронта».
Помнит блокаду и мама Татьяны, Марина Рыжкова. Тогда она была еще ребенком.
«Мама с содроганием вспоминает то время. Вой серены. Холод. Бомбежки. По тревоге бежишь в бомбоубежище. Летят самолеты, так низко, что видно глаза пилота, - пересказывает Татьяна. – Родителей эвакуировали по Дороге жизни в апреле 1942, буквально последним рейсом».
Под мирным небом
Фактически всю войну Морзавод оставался базовым судоремонтным предприятием для кораблей Балтики. В мае 1944 года за успешное выполнение боевых заданий коллектив завода был награжден орденом Ленина.
Сегодня АО «Кронштадтский морской завод» — крупнейшее судоремонтное предприятие Северо-Запада. Численность сотрудников — более 800 человек.
Предприятие выполняет комплексный ремонт кораблей и судов всех типов, а также ремонт дизельных и газотурбинных двигателей. Ремонтируется более 120 кораблей за год. Основные заказчики — Балтийский и Северный флот, ЛенВМБ, ФГУП «Росморпорт», ПАО «Газпром», судостроительные и судоремонтные заводы России.
В конце 2019 года завод стал первым участником национального проекта «Производительность труда» при адресной поддержке Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (РЦК) и за полгода увеличил производительность более, чем на 10%.
Начать решено было с газотурбинного производства. Нужно было сделать ремонт более быстрым, чтобы нарастить его объемы.
«Первое, что мы сделали – собрали кросс-функциональную команду. В нее вошли работники завода из разных отделов. Хотелось, чтобы все начали смотреть на производственный процесс одинаково, ведь специалисты из разных сфер деятельности все видят по-разному», - рассказывает руководитель проектов регионального центра компетенций Санкт-Петербурга Наталья Левкина.
Оказалось, что проблем немало. Например, пришедшие на завод турбины разбирались все подряд, а потом начинались вопросы по запчастям. Имела место потеря времени на рабочем месте. Встречался и брак, что вело к затратам времени на его возврат и переделку.
Путь из цеха в цех превышал 20 км. За счет оптимизации перемещений внутри цеха его удалось сократить почти в два раза — до 13,8 км.
«Мы визуализировали проблемы, показали предприятию, как их можно быстро решать. Теперь турбины разбирают и чинят по одной за раз. Весь процесс визуализирован и прозрачен. Начали внедрять систему 5С – «порядок на рабочем месте». В результате за 30 секунд можно найти необходимый инструмент, - делится решением специалист.
Благодаря работе экспертов Регионального центра компетенций сократилось и время основного производственного процесса — ремонта газоперекачивающего агрегата с 273 до 207 дней.
Проект реализуется пока в одном цехе. Однако обученная специалистами рабочая группа внедряет систему по всему заводу.
Взгляд в будущее
Генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев с уверенностью смотрит в будущее, ведь в этом году заводу предстоит отремонтировать 160 судов Балтийского и Северного флотов. Это при том, что Северный флот стал клиентом завода всего год назад.
Сегодня на заводе работают четыре дока и шесть производственных цехов.
Тем временем проект «Производительность труда» обеспечивает ощутимый прирост эффективности по отремонтированным газотурбинным агрегатам.
«В 2020 году отремонтировано 19 газотурбинных двигателей, в этом планируется 24, без увеличения численности работников, - рассказывает Анатолий Владимирович. – При нынешнем обороте в 2,5 миллиарда рублей завод планирует выйти на 4 миллиарда к 2024-25 году».
Конечно, генеральный директор учитывает и возраст завода – его мощности нуждаются в обновлении, потребуется и техническое перевооружение, ремонт доков. Именно поэтому за последнее время завод вложил 1,5 миллиарда рублей собственных средств в ремонт, восстановление и модернизацию.
Между тем, не обходится без амбициозных проектов: завод давно мечтает увеличить док Велищинского до 400 метров длинны и 70 метров ширины, накрыть его эллингом. Рядом планируется разместить металлообрабатывающее производство – это позволило бы строить в доке крупнотоннажные суда.
«Также есть идея накрыть эллингом сразу два дока – док Памяти трех эсминцев и Митрофанова. Это сократит сроки ремонта любых кораблей, ведь плохая погода значительно увеличивает сроки», - пояснил специалист.
По мнению Анатолия Владимировича, реализовать эти идеи можно в ближайшие 10-15 лет, бюджет может составить 50 миллиардов рублей.