Президент России Владимир Путин подписал Указ о праздновании 800-летия со дня крещения карелов в православную веру. Основные мероприятия запланированы на 2027 год. Известно, что крестил карельские племена в православие переяславский князь Ярослав Всеволодович. А защищать духовный выбор карелов спустя всего несколько десятилетий пришлось уже его сыну – новгородскому князю Александру Невскому. И именно события того времени, по сути, определили всю многовековую историю российского Северо-Запада.
Союз с Новгородом
Финно-угорские племена с незапамятной древности заселяли таежные леса, степи и тундру, протянувшись от Уральских гор до нынешней Норвегии. Любопытно, что до какого-то времени они, видимо, мало контактировали с иноплеменниками – во всяком случае в финно-угорском эпосе «Калевала» все сражения, которые ведут богатыри, происходят не с чужеземными завоевателями, а с ближайшими родственниками, не отличающимися от них по языку или обычаям. Однако к середине первого тысячелетия ситуация начинает меняться – в земли финно-угров все чаще и чаще начинают приходить соседи. С юга это были славянские и тюркские племена, с запада – скандинавы. Племена начинают объединяться, и на их основе образуются новые народы. Так возникают и карелы.
Местом «рождения» народа традиционно считается узкая полоса земли между Балтийским морем и Ладожским озером, которая так и называется – Карельский перешеек. С самого начала своей истории карелы вынуждены бороться с беспощадным натиском с запада, и хотя у нас не сохранились собственно карельские источники, зато упоминания о походах на восток остались в скандинавских сагах. Из датской саги VII века, к примеру, известно, что король Дании был со своим войском разбит и убит в местности, именуемой Кирьялаботнар, или Карельские заливы (возможно, это Ладожские шхеры). К самому началу XI века относится упоминание о Карелии и в норвежской саге о короле Олафе, разорившем эти земли. Поэтому появление в регионе славянских племен, ставших своего рода противовесом западным завоевателям, карелы только приветствовали.
Между новгородцами и предками современных карелов возник военный союз, и скандинавы сразу ощутили это на себе – в конце XII века объединенное войско, отправившись в морской поход, разгромило и сожгло шведскую столицу Сигтуну. Считается, что именно тогда в Новгород привезли и торжественно установили в соборе Святой Софии знаменитые Сигтунские ворота, которые и по сей день привлекают внимание туристов. Древнейшим сохранившимся документом на карельском (как, кстати, и на финно-угорском языке) стала берестяная грамота, найденная при раскопках в Новгороде и датируемая серединой XIII столетия. Так что тесные связи между новгородцами и соседними финно-угорскими племенами не вызывают никаких сомнений. Состоявшееся 800 лет назад крещение карелов в православную веру стало лишь зримым подтверждением этого союза. Одновременно оно определило также и судьбу всего карельского народа.
Натиск Рима
«Той же зимой Ярослав сын Всеволодов ходил из Новгорода за море на Емь, где же ни один из князей русских не мог бывать, и всю землю их пленил, и возвратился в Новгород, славя и хваля Бога, ведя множество пленных. В том же году князь Ярослав Всеволодич, послав, крестил множество корел, едва не всех людей», – рассказывает Лаврентьевская летопись о событиях 1227 года, в которых тесно переплетаются военные и духовные подвиги, совершенные отцом Александра Невского. При этом защищать сделанный карелами выбор от обрушившегося на их головы западного крестового похода пришлось уже самому Невскому.
В том же самом 1227 году на папский престол в Риме был возведен Григорий IX, с именем которого связаны, пожалуй, одни из самых мрачных страниц в истории католической церкви – именно он в 1231 году учредил папскую инквизицию, а также одобрил северные крестовые походы. Григорий IX стал также одним из первых деятелей Запада, который начал вводить экономические санкции против русских земель. Так, 23 января 1229 года он направил послания в Ригу, Любек, Швецию, на Готланд с призывом начать торговую блокаду Руси «до тех пор, пока не прекратят все враждебные действия против новокрещенных финнов». Примечательно, что папа явно рассчитывал уморить Новгород голодом, так как в торговой республике в тот год свирепствовал жесточайший недород (так что гитлеровские войска, устроившие блокаду Ленинграда несколькими веками позже, ничего нового не придумали). Тогда Новгород выручили немецкие купцы, наплевавшие на папские указы. И уже 3 февраля 1232 года папа выдает своему легату Балдуину Альнскому новое послание, запрещающее заключать мир или иные соглашения с «язычниками и русскими (Rutenus)». В 1237 году Григорий IX обратился к шведам с призывом организовать крестовый поход в Финляндию. К нему прислушались, шведы огнем и мечом прошлись по финским землям, но были остановлены на Карельском перешейке.
Походы Невского
Преемник Григория IX на папском престоле Иннокентий IV потребовал от шведов возобновить натиск, в его рамках, в частности, и состоялась высадка на Неве шведского отряда, за разгром которого Александр получил почетное прозвище Невский. Еще через 16 лет, в 1256 году, Александру Ярославичу пришлось перенести вооруженные действия на территорию противника – сначала он вынудил шведов оставить попытки основать крепость на берегах Нарвы, а потом, как пишет летописец, «поиде Александръ на Емь». По льду замерзшего Финского залива княжеская дружина вторгается в оккупированную шведами Финляндию и устраняет угрозу, нависшую над карелами, живущими на Карельском перешейке.
Столь активная деятельность князя укрепляет карельский народ и в вере, и в симпатиях к русским и союзу с Новгородом. Тогда как на западе шведские феодалы огнем и мечом принуждают родственных карелам финнов оставить свою веру, обращая их в фактическое рабство (надо понимать, что шведы XIII века были совершенно не похожи на флегматичных, современных нам скандинавов), на Карельском перешейке фактически сохранялся прежний уклад жизни. Православная церковь практически не преследовала язычников, новгородцы давали карелам множество торговых преференций, и ярким доказательством этого стало постепенное заселение карелами всей территории нынешней республики Карелия, от Ладожского до Онежского озера и севернее, вплоть до Кольского полуострова и Белого моря.
Именно это фактически и позволило карельскому народу сохраниться вплоть до наших дней – выходцы с Карельского перешейка, оказавшиеся в стороне от пограничных войн, шедших здесь столетиями, сумели так или иначе удержать свою идентичность. Тогда как оставшиеся в «родовой колыбели» карелы подверглись ассимиляции и растворились в соседях. Таким образом, то покровительство, которое оказали карелам Ярослав Всеволодович и Александр Ярославич, позволило им уцелеть как народу в бурных катаклизмах истории, а также заселить огромные территории, создав в начале XX века и собственное административное образование – республику Карелия.
Кстати: памятник Невскому в Белграде
18 ноября губернатор Петербурга Александр Беглов, спикер Законодательного собрания Александр Бельский, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Назарий, председатель и мэр Белграда Зоран Радойичич торжественно открыли бюст святого благоверного князя Александра Невского во дворе храма Александра Невского.
Перед началом церемонии в храме состоялась божественная литургия, которую отслужил Патриарх Сербский Порфирий. Как известно, ранее была выдвинута инициатива установки двух одинаковых бюстов благоверного князя в Санкт-Петербурге и сербской столице – в знак дружбы и сотрудничества. В Петербурге бюст установлен в церкви Александра Невского Александро-Невской лавры.
«Открытие в Белграде памятника Александру Невскому – большое событие в жизни православных общин России и Сербии. Небесный покровитель Санкт-Петербурга князь Александр глубоко чтим православными всего мира как защитник родной земли и веры, мудрый государственный деятель. Глубоко символична история строительства белградского храма, возведенного на месте часовни русских добровольцев, прибывших на помощь сербским братьям во время сербско-турецкой войны 1876-1877 годов», – отметил Александр Бельский.