Почему Александра Невского признали святым?
Почитание князя Александра как святого началось практически сразу после его смерти. Первая редакция «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» была написана в стенах Владимирского Рождественского монастыря не позже 1280-х годов. То есть ее автор, с большой долей вероятности, мог быть лично знаком с Невским, и поэтому данные им характеристики представляют особую значимость. Автор повести, в частности, рассказал и о чуде с духовной грамотой (своего рода завещанием Невского), со слов очевидцев о том, что когда владимирский митрополит и митрополичий эконом Севастьян подошли к находящейся в центре храма гробнице, чтобы вложить в руку усопшего духовную грамоту, рука умершего согнулась, затем распростерлась и взяла грамоту, после чего снова сжалась.
В первой половине XVI века известный церковный писатель Пахомий Серб составил канон Александру Невскому, а на Соборе 1547 года Русская Православная Церковь причислила князя на основании сообщений о чудесах, им творимых, уже к лику общерусских святых как нового чудотворца. И дело было не в воинских талантах князя.
«Если бы князь Александр вошел в историю только этой стороной своего служения, если бы мы знали только о его государственном уме и воинском героизме, то не прославляли бы его сегодня, ведь Церковь не канонизирует людей за хорошо исполняемые профессиональные обязанности», – отмечает Патриарх Кирилл.
Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь – вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью.