Примерное время чтения: 4 минуты
482

Трагедия и подвиг Таллинского перехода Балтфлота. Как погибали корабли

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и факты - Петербург 15/09/2021 Сюжет Голоса Победы
Прорыв кораблей Балтфлота в Кронштадт иногда называют «балтийской Цусимой».
Прорыв кораблей Балтфлота в Кронштадт иногда называют «балтийской Цусимой». Commons.wikimedia.org

7 сентября исполнилось 80 лет со дня завершения одного из самых трагических, и, одновременно, героических событий в истории Балтийского флота – так называемого Таллинского перехода.

Находясь почти в полном окружении, расстреливаемые немецкими войсками с земли и воздуха, основные силы Балтийского флота сумели прорваться из Таллина в Кронштадт. Флот сохранил боевой потенциал, пригодившийся для защиты Ленинграда, но заплатил за это тысячами жизней.

Без надежды на помощь

Надо отметить, что в первые дни и даже месяцы войны обстановка сложилась удачно для моряков-«балтийцев». Благодаря своевременному приказу наркома ВМФ Николая Кузнецова, флот встретил утро 22 июня в полной боевой готовности и поэтому сумел встретить нападение гитлеровских войск во всеоружии. Однако катастрофа сухопутных войск в конце концов затронула и ВМФ. Главной базой Балтийского флота в 1941 году был Таллин. Город вошел в состав Советского Союза всего за полтора года до начала Великой Отечественной войны, и его не успели подготовить к обороне. 5 августа он был фактически окружен. Рубежи держали моряки-«балтийцы», некоторые сухопутные части и местные ополченцы – всего около 20 тысяч человек. Против них немецкое командование сосредоточило 4 пехотные дивизии (до 60 тысяч человек личного состава), усиленные артиллерией и авиацией. Наши войска дрались отчаянно, но шансов прорвать кольцо не было никаких. Надеяться на помощь с «большой земли» тоже не приходилось. Командование Балфтлота просило у Ставки приказ об эвакуации, но он не приходил. Немцы усиливали натиск с каждым днем – они стремились выполнить директиву Гитлера № 33 «не допустить погрузку советских войск в Эстонии на суда и прорыв… в направлении Ленинграда». И только 26 августа, когда фашистские войска вступили в прямую артиллерийскую дуэль с кораблями Балтфлота, стоящими у городского причала, приказ на эвакуацию был получен. 

Под огнем противника

Всего из Таллина под командованием вице-адмирала Владимира Трибуца вышли 225 кораблей и судов (151 военный корабль, 54 вспомогательных судна, 20 транспортов). На крейсер «Киров» были погружены золотой запас и правительство Эстонcкой ССР. Эвакуация прикрывалась заградительным огнем с моря и велась под постоянными авианалетами противника. 

Очень многое пошло не по плану. По подсчетам различных исследователей, корабли приняли на борт в Таллине от 20 до 27 тысяч человек. Рано утром 28 августа первые суда вышли из порта. Весь путь они подвергались атакам немецких и финских кораблей, налетам авиации противника, подрывались на морских минах. В частности, затонул транспорт «Алев», на котором эвакуировали раненых, – из 1280 находившихся на нем человек спасли шестеро. Но настоящая трагедия разыгралась на другой день, 29 августа. Немцы, поняв, что происходит, бросили на уходящий Балтфлот все силы. Авианалеты следовали один за другим. Немецкие береговые батареи расстреливали неповоротливые транспортные корабли. На мине подорвался транспорт «Балхаш», в результате чего погибло более трех тысяч человек. Оставшиеся на плаву суда проводили спасательную операцию – всего в этот день на борт кораблей было поднято более 9300 человек. После 30 августа эвакуация продолжалась, но на этот раз удача улыбнулась «балтийцам» – хотя немцы продолжали атаковать Балтфлот, ни одного судна вплоть до 7 сентября 1941 года им утопить не удалось.

Всего из 225 судов до Кронштадта сумело дойти только 163. Потери были чудовищными. В официальном издании Главного штаба ВМФ «Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне» названы потери около 10 000 человек, до места назначения добралось от 16 до 18 тысяч военнослужащих и несколько тысяч гражданских лиц. Однако директиву Гитлера немцы выполнить не сумели – флот вырвался из ловушки, в которую превратился осажденный Таллин, и сохранил боевой потенциал, использованный при обороне Ленинграда.

Память о прорыве

Наибольшие потери Балтийский флот понес на траверзе мыса Юминда – несколько десятков кораблей и сейчас лежат там под водой. На мысе в память о трагических событиях был поставлен памятник – гранитный валун и мемориальная доска в окружении морских мин. В храме преподобного Сергия Радонежского в Палдиски освящена мемориальная доска – в честь погибших в том страшном переходе. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах