Традиция почитания мощей святых относится к раннему христианству. Еще в древности на гробах мучеников служили Божественную литургию, а на местах захоронений воздвигали алтари и храмы. Традицию чтят до сих пор: в Санкт-Петербурге покоятся трое святых, к чьим мощам ходят поклониться не только местные жители, но также туристы и паломники.
Мощи Ксении Блаженной
Блаженная Ксения Петербургская получила известность не только в России, но и за ее пределами. Это поистине народная святая, очередь к мощам которой стоит каждый день.
Среди верующих даже сложились особые традиции почитания – принято трижды обходить часовню Ксении и молиться, чтобы получить ее защиту. К церковному канону это не имеет никакого отношения, но священники не запрещают этого делать.
Личность Ксении Петербургской привлекает и обычных туристов, далеких от религии. В Северной столице особой популярностью пользуются маршруты по следам святой – гиды водят путешественников к месту захоронения Ксении, ее дому на Петроградской стороне, месту молитвы в поле (сейчас это район станции метро «Чкаловская») и по иным местам, где бывала петербургская святая.
История не сохранила никаких данных о родителях Ксении, известно лишь, что отца будущей святой звали Григорием, а она сама родилась между 1719-м и 1730 годом. После совершеннолетия девушка сочеталась браком с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым и счастливо прожила с ним в браке несколько лет. Внезапная кончина молодого супруга была ударом для Ксении, за одну ночь 26-летняя женщина поседела. Исследователи жизни святой считают, что смерть Андрея Федоровича была внезапной, и он как истинно православный человек не успел покаяться перед смертью. Поэтому Ксения избрала путь юродства – отказалась от всех благ, облачилась в мужскую одежду и стала называть себя именем мужа, чтобы отмолить его.
Еще при жизни блаженную Ксению, ходившую в одной и той же драной одежде в любое время года, почитал народ – люди знали о ее прозорливости, доброте и стремились встретить святую на улице. После смерти блаженной к ее могилке на Смоленском кладбище потянулись люди, которые продолжали просить Ксению о помощи. Теперь место захоронения святой венчает небольшая часовня, а верующие рассказывают о чудесах, которые происходят после прикосновения к раке с мощами блаженной.
Мощи Александра Невского
Князь Александр Невский – не только мудрый правитель и прославленный полководец, который сделал многое для укрепления российского государства.
В 1547 году князя причислили к лику святых – несмотря на все трудности и политические коллизии, Рюрикович остался верным Христу, открыл православные епархии в Золотой Орде и распространил христианство на землях поморов. Почитание Невского началось сразу после его смерти в 1263 году: народ заметил, как во время погребения князя в его руку митрополит Кирилл хотел вложить духовную грамоту. Однако Александр «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита».
Два столетия мощи князя находились во Владимирском Рождественском монастыре, где, по народному преданию, источали чудеса. Люди исцелялись от прикосновения к раке святого и получали духовные силы после совершения молебна. В 1723 году мощи Александра Невского по велению Петра I были торжественно перевезены в Петербург. На последнем отрезке пути, от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря, царь сам правил галерой, перевозящей церковную реликвию.
Память князя Невского в Петербурге почитают 6 декабря и 12 сентября, в день перенесения мощей. Традиционно в это время в городе проходит крестный ход. Например, в 2022 году в нем участвовали около 30 тысяч христиан.
Мощи Иоанна Кронштадтского
Настоятель Андреевского собора в Кронштадте был знаменит еще при жизни. К батюшке Иоанну стремились попасть на исповедь и беседу, сотни людей хотели дотронуться до него и получить благословение, а в Риге народ даже разорвал на нем рясу, чтобы оторвать и унести кусочек «святыни».
Будущий пастырь родился в семье священнослужителей и с детства знал, что посвятит себя служению Христу. Юношей он мечтал отправиться на Север, чтобы просвещать язычников, но со временем понял, что нести слово Божие в народ можно и в Петербурге. Молодого богослова отправили служить в Кронштадт – приморский город, где было много дешевой рабочей силы, пьянства и нищеты. Днем Иоанн служил в храме, а после отправлялся в трущобы, где помогал обездоленным. Нередко бывало, что батюшка возвращался домой без обуви и верхней одежды, потому что все раздавал беднякам.
Умер старец в 1908 году в возрасте 79 лет. В Кронштадте сохранилась квартира, где старец жил со своей семьей, сейчас там находится музей.
Матрона Босоножка
К лику святых блаженная старица не причислена, однако люди до сих пор почитают ее и просят заступничества.
Матрона жила в Петербурге в конце XIX века и еще при жизни окружающие стали замечать, что юродивая имеет дар прозорливости. К ней обращались за советом и помощью, а она предостерегала людей от несчастий. Жила старица крайне скромно, ведь все пожертвования, что получала, отдавала приходу. По своей известности она не уступала Иоанну Кронштадтскому.
Матрона заранее знала о своей смерти и готовилась к ней – исповедалась и причастилась. Ее не стало в марте 1911 года, весть о кончине моментально разнеслась по Петербургу, и возле дома на Шлиссельбургском проспекте начали собираться толпы народа. На ее похоронах присутствовали 25 тысяч петербуржцев.
Комментарий
Экскурсовод Дмитрий Геращенко:
«Помимо туристов, которые знакомятся с храмами и православными реликвиями с познавательной целью, как с памятниками архитектуры и искусства, множество людей выбирают Петербург для паломничества. Приложиться к мощам святых, помолиться перед чудотворными иконами, стать участником крестного хода.
Надо отметить, что именно паломничество было у истоков того, что мы называем теперь туризмом: люди отправлялись в путь не только по торговым и военным делам, но и с целью посетить святые места. В дохристианскую эпоху это были поездки на Олимпийские игры, мистерии, посвященные греческим богам. Традиция продолжилась после торжества христианства, когда верующие шли в Иерусалим ко Гробу Господню или в итальянский город Бари к мощам Николая Чудотворца.
Паломники начали посещать Санкт-Петербург с середины XVIII века, чтобы приложиться к мощам святого Александра Невского. Когда стало известно о чудесах, происходящих у образа Казанской иконы Божией Матери, шли еще и к ней. Паломничество сейчас и столетия назад отличается – сегодня приезжают на транспорте, у людей есть где остановиться ночевать и пообедать. В старые времена паломничество требовало «умервщления плоти», считалось, что испытания принесут благодать, поэтому до святынь шли пешком и питались скудно. Кстати, возраст паломников тоже меняется. В дореволюционном Петербурге в паломничество могли отправляться целыми семьями с детьми, в начале 2000-х годов паломницами были женщины зрелого возраста, а сейчас много молодежи, 30–40 лет.
В Петербурге есть классические паломнические маршруты: это посещение Петропавловского собора и его усыпальницы, молитва в Казанском соборе, поклонение мощам Ксении Петербургской, Александра Невского и Иоанна Кронштадтского. Однако есть и малоизвестные места, одно из них – могила петербургской праведницы Матроны Босоножки в церкви на проспекте Обуховской Обороны. Блаженная не канонизирована, но этот вопрос сейчас на рассмотрении. Кроме того, в городе есть и место чудесного явления Богородицы. Произошло это на Петроградской стороне в 1890 году – больному с детства юноше явилась Божия Матерь и велела молиться иконе с грошиками. Когда он на костылях дошел до образа и помолился, то тут же излечился. Этот случай широко обсуждался в Петербурге – его расследовал Синод, к изучению подключились и врачи. На месте чудесного явления Богоматери сейчас находится памятная табличка».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.