В Петербурге прошел IV Международный кинофестиваль «Влюбленные в искусство». Молодые режиссеры и продюсеры показывали свои работы в области игрового, анимационного и документального кино. Последняя категория особенно поразила жюри в этом году – выбрать лучших из лучших было непросто. Об искусстве документального жанра и поддержке бизнеса мы поговорили с коммерческим директором телеканала «Россия К» Викторией Кривицкой.
- Виктория Михайловна, это ваш первый опыт работы в составе жюри подобного конкурса?
- Нет, но мне впервые пришлось участвовать в судействе дистанционно – такая ситуация сложилась из-за эпидемиологической обстановки. Тем не менее фестиваль прошел успешно – было много интересных проектов, талантливых ребят. В этом году была сильная секция дебютного кино. Я с удовольствием познакомилась с работами: документальные фильмы – это важнейшая часть искусства, фиксация времени и истории. Не зря канал «Россия К» много внимания уделяет документальному жанру, оно занимает существенную часть эфира.
- В этом году, традиционно, было немало участников из других стран. Почему зарубежных авторов привлекает российский зритель? И сможет ли мы понять ленты иностранных режиссеров?
- Дело в том, что в России потрясающая школа документального кино, у нас созданы удивительные картины! Но главное – наш зритель понимает и идет смотреть документальные ленты. В России залы на таких показах не пустуют, в отличие от многих других стран. А режиссерам важно представить фильм не просто жюри, но и публике.
Мы поймем фильмы иностранных авторов, а зритель из Европы – наши, российские. Ведь документальное кино поднимает вечные вопросы, говорит о вещах, которые понятны людям в разных уголках земного шара, рассказывает о преодолении себя, победах и поражениях, существовании в той или иной обстановке. Это кино заставляет нас поразмышлять о прошлом и будущем.
- Проведение фестивалей всегда шанс для молодых талантов, но в то же время количество грантов, призовых мест ограничено. Получается, что участие в подобных мероприятиях не всегда помогает в продвижении.
- Не совсем так - фестиваль дает дополнительный шанс для того, чтобы заявить о себе, найти свою аудиторию, найти спонсора. Все-таки под лежачий камень вода не течет. Есть примеры, когда фильм не получает призовое место, но его авторов (режиссеров, продюсеров, членов команды) замечают, приглашают в творческие проекты. В этом смысле участие даже важнее победы.
Сейчас много меценатов помогает искусству. Например, компания «Газпром переработка» учредила свой грант и в рамках фестиваля вручила его понравившемуся автору. Благодаря такой поддержке бизнеса, частных компаний искусство продолжает развиваться, а молодые таланты могут найти финансирование для своих проектов. Все-таки создание ленты – это длинные экспедиции, командировки, наблюдение и погружение в жизнь героев. Без дополнительных денег этого не сделать. Ценно, что бизнес проявляет социальную ответственность в такое непростое время.
Справка
МКФ «Влюбленные в искусство» прошел в Санкт-Петербурге с 21 - 24 октября. В этом году лучшим документальным фильмом признали «Подольск» режиссера Александра Абрамова. Лучший игровой короткометражный фильм – «Смерть чиновника» режиссера Артема Гилемянова. Лучшими дебютными фильмами стали «Я - Ирина» режиссера Татьяны Ротарь среди документальных картин и «Свояки» режиссера Дмитрия Каргаполова среди игрового кино. «Достоевский. Сибирская тетрадь» режиссера Владимира Головнева стал победителем номинации «Кино в Online». Специальный приз «Газпром переработка» вручил фильму «Дом, в котором мы жили» режиссера Кристины Хабаровой. Продюсеру фильма Екатерине Качановой компания предоставила грант на съемки документального портрета. Обладателем Гран-при стала картина «Па-де-де» режиссера Валентины Коровниковой.