aif.ru counter
795

Вместо пальмового масла – свиной жир. Как нас обманывают производители

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. Аргументы и факты - Петербург 18/03/2020
А можно ли верить тому, что написано на этикетке?
А можно ли верить тому, что написано на этикетке? © / Владислав Исаев / АиФ

Какого же качества продукты, товары мы покупаем? Как защититься от подделок? Куда обращаться, если нам продали «осетрину второй свежести»?

На эти вопросы ответил председатель петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий.

Вместо мяса - сухожилия?

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Всеволод Борисович, в этом году день потребителей проходит под девизом «Потребляй - рационально!». С чем это связано?

Всеволод Вишневецкий: Если смотреть глобально, на планете накопились огромные проблемы. Они связаны с изменением климата, резким потеплением, сокращением биологического разнообразия. Нарушается баланс экосистемы и одна из главных причин - избыточное потребление, в том числе энергоресурсов. Вот несколько фактов. Сегодня, чтобы обеспечить каждому человеку жизнь на европейском уровне, нужны резервы трех таких планет, как Земля. Если брать американские стандарты - потребуется уже пять планет. Это опасный путь. Поэтому ставится задача сделать потребление более обдуманным, рациональным, повсеместно внедрять передовые технологии утилизации и переработки. Предлагается перейти от модели: взять - использовать - выбросить к схеме, когда отходы не отправляются на свалку, а получают вторую жизнь. Также звучит призыв сделать товары долговечными, продукты безопасными, а ресурсы эффективными.

- Давайте возьмем молочную продукцию. В ноябре прошлого года Россельхознадзор включил ее в систему обязательной электронной ветеринарной сертификации. Однако из магазинов суррогаты все равно не исчезли. Что не так?

- Система «Меркурий» призвана проследить всю цепочку производства - от поля до прилавка. Эффект есть - фальшивок стало на 30% меньше. 

Однако в целом, несмотря на новые методы государственного контроля, фальсификация никуда не исчезла. Она лишь приобрела более изощренные формы. Например, если раньше молочный жир пытались замещать пальмовым маслом, сейчас стремятся вводить более дешевый говяжий, свиной. Он близок по составу, но определить его в лаборатории намного сложнее. Еще фокус - разбавление молока молочной сывороткой, дешевым вторсырьем, где практически нет белка. В итоге, по нашим данным, только в Петербурге 15% всего питьевого молока - фальсификат.

Недобросовестные производители тоже стали более опытными, адаптировались к принятым нормам. Это как вирус, который постоянно приспосабливается, мутирует. Мы видим, что государство пытается бороться, но без кардинальных изменений в законодательстве решить эту проблему полумерами невозможно.

В число подделок попадает и до 90% мясных консервов с маркировкой «ГОСТ». Там должны быть куски мяса не менее 30 гр. - в реальности можно встретить сухожилия, сосуды, обрезь. «Не отстает» и рыбный ряд. По стандарту необходимо выдержать соотношение 70% рыбы и 30% - заливки. Но часто содержимое распределяется поровну, и это в лучшем случае. Недавно мы проверили баночки с корюшкой. Рыбы 45%, остальное - соус. Это грубое нарушение законодательства и прав потребителей.

Каникулы - без надзора?

- Может государству надо более жестко следить за производителями? Причем как крупными, так и небольшими?

- Не знаю, с чем это связано, но происходит с точностью до наоборот. Так для малого бизнеса постоянно продлевают надзорные каникулы. Сначала с 2016 по 2018-й, а затем с 2019-го по 31 декабря 2020-го. Это означает на два, три года освобождение от плановых проверок в рамках государственного контроля. Изменилась и система работы Роспотребнадзора: он действует не на упреждение, а по факту. Произошло ЧП - инспекторы приехали. Профилактических мер, как раньше, сегодня нет. Видимо, считается, что бизнес у нас ответственный и должен добровольно исполнять все законы. Но зачем им следовать, если за нарушение прав потребителей сегодня реально не наказывают?

- Удивляет и другое: требования к открытию предприятий общепита и мастерской по изготовлению ключей у нас почти одинаковые. Но есть же разница - людей кормить или железо точить? 

- Еще лет 30 назад столовую, кафе невозможно было запустить без предварительной проверки санэпидслужбы. Как бы мы ни относились к советскому времени, но приезжала комиссия и проверяла оборудование, кухню, инвентарь, туалеты, столы, вплоть до стен и потолка. Изучала медкнижки и прививки сотрудников. Сегодня достаточно отправить в Роспотребнадзор только уведомление о начале предпринимательской деятельности. Все. Что же удивляться, что появилось немало недобросовестных дельцов, а в общепите серьезно увеличилось число отравлений. В прошлом году широкий резонанс вызвала история с сетевым кафе на проспекте Непокоренных. Мастера кебаба сняли угол в общежитии и стали готовить незамысловатую пищу. Через месяц свыше 40 клиентов их шавермы очутились в Боткинской больнице с сальмонеллезом. Это не единственный случай, который подтверждает: уровень защищенности потребителей сегодня низкий. Особенно в сфере питания.

Жаловаться стало труднее

- А как обстоят дела с непродовольственными товарами? Например, обувью.

- Ее качество тоже пытаются защитить умной электроникой. Так с 1-го марта текущего года в России собирались запретить оборот всей обуви без маркировки специальным электронным кодом Data Matrix. Однако рынок оказалась к этому не готов. В итоге переходный период для поставщиков продлен до 1 июля 2020 г. С этого дня электронный код должен быть на любой коробке. Это значит, что пара выбранных вами туфель легально «зашла» на рынок. Известна фирма, которая ее выпустила и магазин, где она продается. Берете смартфон, считываете код и получаете всю информацию о приглянувшихся сапожках и босоножках. Такая мера - прямая защита потребителя, заслон от серого импорта и ухода от налогов. Если кода нет - можно жаловаться в Роспотребнадзор.

- Кстати о претензиях. Сегодня потребитель едва не сам должен доказывать, что купил протухшую колбасу или его плохо обслужили. Почему так? 

- Во многом это результат поправок, которые были внесены в ФЗ 294 три года назад. Теперь, прежде чем пожаловаться в Роспотребнадзор, надо сначала в письменном виде направить претензию продавцу или исполнителю услуги. Срок ответа - десять дней. Если за это время ваша проблема не решилась - прикладываете всю переписку и отправляете жалобу в надзорный орган. Понятно, что многим гражданам, особенно пожилым, не удается соблюдать этот порядок. Часто даже непонятно, кто нарушил их права, так как предприниматели могут дать ложную информацию, несуществующий адрес, используют иные уловки. Прокуратура тоже чаще всего реагирует, когда есть угроза жизни и здоровью, а если вас обвесили, обсчитали - это, видимо, не столь важно.

 - К чему же привел такой фильтр?

- По данным Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, в прошлом году к ним обратились свыше 48 тысяч граждан. На 20% больше, чем в 2018-м. Однако основанием для проверок послужили всего 6,5% случаев. Это значит, что более 93% потребителей не смогли найти той поддержки государства, на которую рассчитывали. Недавно эти вопросы обсуждались на заседании профильной комиссии в Совете Федерации, где выступал и я. Наше предложение - считать основанием для внеплановой проверки обоснованное обращение общественной организации, причем проводить ее предлагается с участием заявителя. При этом никаких согласований с прокуратурой и уведомлений предпринимателей быть не должно. А по итогам, если нарушения выявлены, выписывается серьезный штраф, а не просто предостережение. Также нужно интегрировать в сферу контроля больше представителей гражданского общества. Такие меры позволят рядовым покупателям более уверенно отстаивать свои интересы.

- Но «Закон о защите прав потребителей» у нас один из самых сильных в мире. Это признано и международными структурами. 

- Когда доходит до суда, Фемида, как правило, встает на сторону гражданина. Надо только не бояться отстаивать свои интересы. Повторю: если ваши права нарушены, первый шаг - составить претензию в произвольной форме и вручить «обидчику». Отказывается брать? Идете на почту и отправляете заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Для суда момент отправки считается датой предъявлением претензии.

Далее дело за нерадивым продавцом. Если не реагирует - с него вызыщут неустойку и штраф, который по закону составляет 50% от суммы, полагающейся потребителю. На счету нашей организации сотни выигранных дел, где возмещается сумма в 2-5 раз выше первоначальной стоимости товара. Поэтому механизм есть, нужно только о нем знать и грамотно пользоваться. А общественные организации, в том числе наша, помогут потребителям справиться с трудностями. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах