Примерное время чтения: 9 минут
1121

Время пить игристое! Как легендарный завод в Петербурге производит вино

Одним из символов Петербурга можно по праву считать игристое вино «Левъ Голицынъ», которое производится на легендарном заводе «Игристые вина». Сочетание лучших навыков мастеров, выпускавших советское шампанское, и многовековых традиций итальянских «шампанье», помогло на новой технологической основе создать продукт, пользующийся неизменным спросом как у любителей, так и у знатоков игристых вин. 

О том, как удается поддерживать стабильно высокое качество продукта, что думают о петербургском игристом французские профессионалы, как меняются вкусы российского потребителя, нам рассказал генеральный директор предприятия Юрий Дудко.

История игристого

Юрий Владимирович, петербургский завод «Игристые вина» хорошо знают на российском рынке. Но, наверное, многие покупатели даже и не подозревают, что у предприятия длинная и интересная история...

Юрий Дудко: Завод был основан в 1876 году и первоначально назывался «Новая Бавария», потому что здесь разливали пиво. В советское время профиль предприятия менялся. Оно не закрывалось даже в блокадные годы, когда на предприятии производили морсы и различные напитки для населения. Игристое вино на заводе начали выпускать после Победы, в 1947 году. По легенде, Микоян заявил, что бутылку шампанского на праздничном столе должна позволить себе каждая советская семья, и в рамках выполнения этого наказа в Ленинграде началось производство игристого вина, которое с тех пор не прекращалось. Конечно, за эти годы существенно изменились и технологии, и подходы к производству. Выросли и объемы – если в советское время завод производил порядка 6–8 млн бутылок игристого вина в год, то, к примеру, в прошлом году мы выпустили около 30 млн бутылок, а потенциально способны производить и до 70 млн.

Производство почти полностью  автоматизировано.
Производство почти полностью автоматизировано. Фото: АиФ

Какие бренды представлены на вашем заводе?

– Самым популярным и востребованным остаётся, безусловно, торговая марка «Левъ Голицынъ». Название выбрано не случайно, ведь именно князь Голицын стал первым российским виноделом, сумевшим наладить в России выпуск собственных игристых вин, не уступающих по вкусовым качествам знаменитому французскому шампанскому. В нашей линейке представлены различные варианты игристого вина – брют, полусухое и полусладкое. Это продукция среднего ценового сегмента, представленная на всей территории страны. Два года назад мы запустили игристое вино более высокого класса – «Левъ Голицынъ коронационное». Из более дорогого сырья, в более роскошной упаковке. 
И с каждым годом эта линейка набирает популярность. Также мы выпускаем продукцию под брендом «Санкт-Петербург», и это игристое пользуется особой популярностью на Дальнем Востоке. На долю этих напитков приходится порядка 90% выпускаемой заводом продукции, но, кроме того, мы производим и коньяки под марками «Левъ Голицынъ» и «Бестужев». Некоторое время завод производил и тихое вино, но потом решили, что нужно сосредоточиться на той продукции, которая у нас действительно получается.

Вкус петербургского игристого  вина сформировался под влиянием «Просекко».
В каждом акартофоре содержится примерно 130 тысяч бутылок вина. Фото: АиФ

В производстве любого вина очень важно качество исходного материала. Петербург – явно не та территория, которая славится своими виноградниками. Откуда вы получаете сырье для производства игристых вин?

– Ориентируемся на ягоду с отечественных виноградников – Краснодарский край, Крым. От зарубежных поставок совершенно не зависим, что в нынешней ситуации крайне важно. В этом смысле верна пословица «не было бы счастья, да несчастье помогло». Примерно до середины 2020 года основные поставки виноматериала к нам приходили из-за границы. Однако после вступления в силу «О виноградарстве и виноделии» производители потеряли право называть свой продукт вином в том случае, если он выпущен из зарубежного сырья. Мы тогда активно критиковали этот закон, но выполнять его пришлось в любом случае, и за два года предприятие полностью перестроило свою логистику, мы нашли новых партнров и каналы поставок, и на данный момент очень неплохо себя чувствуем. Качество игристых вин держится на стабильно высоком уровне. Покупатель это ценит, он знает, что, приобретя бутылку нашего игристого вина, он получит знакомый и приятный ему вкус, и, конечно, то, что этот переход с одного виноматериала на другой получился более-менее гладким, – огромная заслуга наших технологов и всего коллектива.

  Самая популярная марка игристого вина – «Левъ Голицынъ».
Вкус петербургского игристого вина сформировался под влиянием «Просекко». Фото: АиФ

Вино в итальянском стиле

Какова технология производства игристых вин на вашем заводе? Вы переворачиваете бутылку с боку на бок, в процессе «созревания» вина, как это принято во Франции?

– То, о чем вы говорите, называется классический метод производства, и он применяется не только во Франции. Два года назад на нашем заводе мы также выпустили небольшую партию вина в 50–60 тысяч бутылок, произведенную классическим методом, и их до сих пор можно купить в нашем фирменном магазине или попробовать в некоторых ресторанах города, но на этом способе мы не специализируемся. Дело в том, что он – очень трудоемкий, и выпускать игристое таким образом можно только сравнительно небольшими партиями. Поэтому наш метод более традиционный – поставленный виноматериал помещается в огромные акартофоры (в каждом из них содержимое примерно 130 тысяч бутылок), сделанные из нержавеющей стали. Здесь при строгом соблюдении температурного режима и прочих технологических тонкостей, под давлением в пять атмосфер, происходит процесс брожения. В нем участвует специальный вид дрожжей, который поглощает сахар и производит углекислоту – те самые пузырьки, которые мы так любим в игристых винах. После этого вино поступает на полностью автоматизированные линии розлива, где и попадает в бутылки. 

У каждого хорошего вина есть некий свой стиль, свой профиль. Оно всегда узнаваемо. Как бы вы охарактеризовали игристые вина, которые производит ваш завод?

– Наверное, можно сказать, что в Северной столице выпускают игристые вина итальянского стиля. Так сложилось исторически. Ведущим технологом, который помогал нам запускать производство, был «шампанье» – итальянец, из региона, где традиционно производят «Просекко». И, естественно, это сказалось. Свои знания и умения он передал команде наших технологов, многие из которых и сами уроженцы южных, винных краев России и ближнего зарубежья. Вообще, в нашей стране сложилась такая своеобразная ситуация – сейчас мы занимаем около 20% рынка игристых вин, и выпускаем продукт в итальянском стиле, а «Абрау-Дюрсо», на который приходится около трети рынка, делает вино в узнаваемо французской стилистике. Остальные производители пытаются найти свое место где-то между этими двумя направ-
лениями. 

Самая популярная марка игристого вина – «Левъ Голицынъ». Фото: Предоставлено организаторами

Для самой взыскательной публики 

Знаю, что ваши игристые вина неоднократно побеждали в различных российских и международных конкурсах виноделов…

– У нашего завода действительно немало медалей и дипломов. Мы не стремимся ими хвастаться, просто потому что для нас каждая такая награда – это не повод для продвижения или саморекламы. Участие в профессиональных конкурсах это, скорее, возможность сравнить себя и конкурентов, оценить своё место на рынке, понять, в правильном ли направлении мы движемся. Но есть, конечно, и те призы, которыми мы действительно гордимся – так, на престижном мировом конкурсе производителей игристых вин Effervescents du Monde, который проходил во Франции, наш «Левъ Голицынъ» взял серебро. Для обычного потребителя название этого конкурса, наверное, ничего не скажет, но профессионалы по достоинству оценят победу на столь высоком 
уровне.

Можете ли вы проанализировать, как за эти годы изменились вкусы у российского потребителя? Начали ли россияне разбираться в хороших напитках?

– Безусловно. Раньше игристое вино воспринималось как сладенький, слабоалкогольный, газированный напиток на праздничном столе. Однако в последние годы люди поняли, что это такое же вино, которое можно пить не только по праздничным датам, но и в любой день недели, для удовольствия, а растущие продажи брюта демонстрируют, что потребитель начал различать нюансы вкуса. Ему уже не так необходим сахар в вине, который, признаемся честно, во многом затемняет вкусовую гамму напитка. Люди начинают понимать, как вино звучит, и ценить его прелесть. Как производитель мы приветствуем такое развитие, и со своей стороны обеспечиваем стабильно высокий уровень продукции, которая востребована взыскательной публикой. Наши игристые вина – легкие, питкие, с ярко выраженными фруктовыми и минеральными нотами и подходящие практически к любому событию в вашей жизни. 

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах