165

Защитит горожан? Петербург подключит всех таксистов к «Безопасному городу»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Аргументы и факты - Петербург 21/10/2020

К 2021 году комитет по транспорту планирует подключить все легальные сервисы такси к системе «Безопасный город». По заявлениям его специалистов, проблема обеспечения безопасности таксомоторных перевозок - давно наболевший вопрос. 

Вообще, вопрос о безопасности автоуслуг остается открытым. С одной стороны, такси: водители проводят за рулем более восьми часов и утомлены, некоторые не знают город, иногда работают без лицензии и даже нападают на пассажиров. С другой - модный каршеринг, когда шоферы часто неопытны и далеко не всегда трезвы. Все это создает гремучую смесь, уносящую человеческие жизни.

В новостях и сводках ДТП аварии с участием такси или каршеринговых автомобилей упоминаются едва ли не ежедневно. Так, свежие официальные данные МВД РФ по Петербургу и Ленобласти гласят: в этом году с участием каршеринга произошло 77 ДТП, в которых погибли 2 человека, а 95 ранены. Статистика по такси еще более печальна - 289 ДТП, 11 погибших и 381 получивших увечья.

Система против нелегалов

Но в сводки новостей таксисты попадают не только в связи с авариями. Так, этой весной водитель сервиса «Яндекс.Такси» напал на двух девушек из-за сделанного ему замечания: он развернулся через две сплошные. В мае, прямо на Невском проспекте, задержали таксиста в состоянии наркотического опьянения. В том же месяце девушка заявила в полицию об изнасиловании, и по горячим следам блюстители порядка задержали управлявшего автомобилем «Ситимобил» не имеющего регистрации гражданина Таджикистана.

Конечно, власти не могли оставаться в стороне. До конца следующего года комитет по транспорту собирается подключить агрегаторов к информационной системе «Безопасный город» с целью передачи информации о транспортных средствах в режиме реального времени. Как пояснили в ведомстве, соглашение заключат на безвозмездной основе, в него вошли 6 крупных городских сервисов. Предполагается, что операторы в режиме реального времени будут передавать данные в городскую автоматизированную систему: сведения о транспортном средстве, его местонахождении и статусе. А сам пассажир сможет проверить, есть ли у таксиста разрешение на перевозки.

Cчитаетcя, что система повысит безопасность перевозок и прогонит с дорог нелегалов. Также станут видны и понятны все нарушения ПДД. Однако наличие конкретного водителя за рулем в системе контролироваться не будет, так как данные передаются лишь об авто. Поэтому по-прежнему контролировать шоферов и принимать меры для осуществления безопасных поездок будет сам перевозчик.

Кто сидит за рулем?

Зампредседателя комиссии по безопасности и взаимодействию с общественной наблюдательной комиссией общественной палаты РФ Александр Холодов решил посмотреть изнутри, как работает рынок такси.

«Год назад я устроился в «Яндекс.Такси». Приняли без всяких лицензий, - рассказывает он. - Они не проводят проверок, не выясняют, были ли у тебя судимости. Официально у них к этим данным доступа нет. Как и о лишении прав, если оно имело место. А делиться этой информацией ГИБДД не обязано».

По словам А. Холодова, требуют только то, что необходимо по закону, - водительское удостоверение и стаж три года.

 «Ездить на своей машине может и нелегал, IT-компания всего лишь передает ему заказы. Штраф за работу без лицензии - 5 тысяч рублей. Но документ можно купить, и даже с набором путевых листов, с печатями, удостоверяющими, что водитель - трезвенник. Сейчас в привычном с прошлых времен понимании сервисов такси практически не осталось. На своей машине может ездить водитель без лицензии, а IT-компания передает ему заказы. Просто оказываются услуги по поиску машин», - заключает он.

Похожего мнения придерживается и автоэксперт портала «Колеса.ру» Борис Игнашин:

«В популярных компаниях уверяют, что отвечают за своих водителей, но зачастую это не так. Я, например, видел, как машина с логотипом на боку развернулась через двойную сплошную прямо на Невском. Позвонил им на горячую линию, назвал госномер. Через три дня мне сообщили, что не могут установить, кто был за рулем».

Эксперт считает, что безопасностью в этой сфере услуг «даже не пахнет», а ее краеугольный камень - квалификация водителей:

«В некоторых компаниях их обучают, лишь когда переводят из класса «Эконом» в «Бизнес». Набор упражнений элементарный: «змейка» задним ходом, тронуться в горку. Понимаете, кто сидит за рулем «эконома», которым мы все пользуемся?»

Каждая пробка - потерянные деньги

Не так давно появившийся и уже ставший популярным каршеринг стремительно набирает обороты - ведь арендатору не приходится тратиться на покупку транспортного средства, обслуживание и поиск парковочных мест во дворах - вы платите порядка 10 руб. в минуту только за время его пользования. Однако при всех достоинствах имеется и оборотная сторона медали - число ДТП с этими машинами зашкаливает. Далеко ходить не надо, открываем популярный паблик «ДТП и ЧП Санкт-Петербург» и сразу видим: «Огромная пробка у Невского путепровода: водитель автомобиля каршеринга совершил неудачный маневр и врезался в автобус. Подножие путепровода в сторону проспекта Славы усеяно осколками разбившейся машины. Авария произошла в 9.00». Смотрим другой ресурс. Арендованный «Кашкай» на скорости около 90 км/ч вылетел из-под знака «Уступи дорогу» и протаранил двигавшийся по Московскому проспекту в сторону Сенной площади автомобиль «Пежо». Одну из пассажирок «француза» увезли с травмой головы… Перечислять можно долго.

Почему же такое происходит? В сервисах, предоставляющих услуги проката, уверяют, что серьезно проверяют водителей.

«Проверка документов может занимать от пары часов до нескольких дней, к каждому вопросу мы подходим индивидуально, есть случаи, когда доступ к сервису может быть не предоставлен, - сообщают на горячей линии «Яндекс.Драйв». - Если водитель получает много штрафов, ему выносят предупреждение, а затем блокируют аккаунт. При постоянных нарушениях авто могут и дистанционно заглушить».

Но автоэксперты этому не верят и причину повышенной аварийности видят именно в водителях:

«Часто на каршеринге ездят люди почти без опыта, а доступ к автомобилю стал значительно дешевле, - рассуждает Борис Игнашин. - Они постоянно спешат - счет аренды идет на минуты, и каждая пробка - потерянные деньги. А еще к каршерингу можно получить доступ по поддельным аккаунтам, даже будучи лишенным прав».

Ими, кстати, весьма успешно торгуют. Сфера подобных «услуг» появилась практически одновременно с возникновением самого сервиса. Однако этому активно противостоит ГИБДД, регулярно останавливая такие авто и проверяя личность водителя.

Такси: Как это было раньше?

Автоисторик, реставратор автомобилей Андрей Петров:

«40-50 лет назад ДТП с участием такси всегда было чем-то необычным и вызывало дополнительные разбирательства. Сама эта работа считалась престижной, шоферов готовили строго. Принимали только несудимых граждан старше 21 года. Придя в автопарк, новички несколько недель изучали город, учились общаться с пассажирами. По правилам, за исполнением которых следила Служба безопасности движения (БД), им не разрешалось выезжать из парка после 16.00. Каждый знал точную сумму своего заработка и сколько надо сдать денег за месяц - существовал официальный план. При этом молодые не должны были отрабатывать его полгода - чтобы не спешили и не допускали ошибок. Перед выходом на линию водителю замеряли артериальное давление и «продували» - просили «подышать в трубочку» на предмет выявления алкогольных паров. Рабочий день был ограничен, переработки не приветствовались - вредно для шофера и машины, этот вопрос контролировала БД. Присматривали за таксистами и на линии: по городу катались так называемые «летучки» - машины линейного контроля, а также общественные экипажи, укомплектованные ответственными работниками парка».

Это интересно

  • Расцвет такси в СССР - 60–70-е, самое начало 1980-х годов.
  • В Ленинграде имелось 6 таксопарков. На двери машин, помимо основной расцветки, наносили логотип таксопарка, а на колесных колпаках штамповался его номер.
  • Таксист имел специальный талон-пропуск, подтверждающий, что он может выходить на маршрут.
  • Автомобили каждый день мыли - и кузов, и салон. Все пассажирские сиденья обшивали износостойким винилом (легко мыть и проводить дезинфекцию). А место для водителя делали матерчатым (человек не потеет, проводя часы за рулем)

Технологии и взаимодействие

В ГИБДД рассчитывают, что в этом году введут систему электронных водительских документов.

Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, генерал-лейтенант полиции Михаил Черников:

«Одна из основных проблем каршеринга - в такой автомобиль могут сесть совсем не те, кто зарегистрирован в базе данных оператора. Или не в том состоянии, которое допустимо по условиям безопасности движения. Каршеринг надо развивать так, чтобы можно было однозначно идентифицировать того, кто садится за руль.

Что касается аварий с такси, этот вопрос плотно обсуждается, идет работа и с агрегаторами. Внедряем технологию дистанционного тестирования состояния здоровья водителей. Что касается базы данных, то сейчас обсуждается, как правильно осуществить пакетную проверку всех водителей. Думаю, нам удастся выработать жесткие требования к уровню их профессиональной подготовки.

Также есть предложение вернуть ГИБДД полномочия контроля за проведением тех-

осмотра транспорта, перевозящего людей, - он должен проходить два раза в год. Наша база данных позволяет видеть, лишен человек прав или нет, а за системные нарушения можно будет приостанавливать разрешение. В Москве это уже действует.

Также надо в машинах установить камеры. К примеру, технология отслеживания усталости водителя позволит организатору перевозок увидеть это и вовремя отправить отдыхать».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах