Примерное время чтения: 19 минут
104

Айван Занатта: «Люблю блины, наслаждаюсь архитектурой и езжу на троллейбусах»

С мечтой о Ковальчуке

«АиФ»:  – Айван, может, несколько навязший на зубах вопрос и тем не менее… Каковы планы в отношении СКА?

Айван Занатта: – В планах, прежде всего, проструктурировать тренерский штаб первой команды, а также ХК ВМФ и СКА-1946. После этого мы составим план по игрокам с генеральным менеджером. В настоящее время у нас очень много работы.

«АиФ»: – Как на ваш взгляд будет обстоять ситуация с активностью болельщиков в сезоне 2010-2011 года?

А. З.: – Здесь я уже два сезона. И команда пользовалась очень большой поддержкой, которая постоянно возрастала и, надеюсь, что фанаты будут продолжать следовать за СКА, потому что они очень важная, ключевая деталь всего. Хорошие болельщики означают очки в регулярном сезоне, и вообще они помогают победить.

«АиФ»: – Ожидается ли «капитальная» перестройка привычного и полюбившегося глазам болельщиков состава СКА?

А. З.: – Изменения в состав вносить всегда непросто. В России сейчас есть правило, что нельзя трогать игроков, которые не достигли 28 лет. Это означает, что когда мы на рынке будем искать хоккеистов, все они будут от 29 и старше. Поэтому возможности омолодить команду довольно ограничены. Единственное решение – это выращивать игроков у себя, по своей программе. Или, возможно, покупать или обменивать ребят из других клубов. Я уверен, что с нашим руководством в результате мы получим хорошую команду на льду.

«АиФ»: – Если говорить о профессионалах, собирается ли СКА пополнить свои ряды Ковальчуком?

А. З.: – Ха! (Смеется). Хотелось бы. Как тренер я не стал бы жаловаться! Всегда есть какие-то голоса, какие-то слухи … Неизвестно, сколько в этом правды, но это великий игрок. Скорее всего, до того момента как НХЛ отпустит Ковальчука, нам придется подождать.

«АиФ»: – В прошлом сезоне ряд игроков ХК ВМФ тренировались в составе СКА. Увидим ли мы их в этом сезоне?

А. З.: – Разумеется, хотелось бы увидеть их участие в жизни первой команды и, если возможно, хотелось бы создать своего рода ротацию. Чтобы в первой команде были не одни и те же двое-трое игроков ВМФ, а может быть – пятеро или шестеро. Трое будут с нами две недели играть, а потом меняться на других троих. Но идея в том, чтобы дать ребятам шанс стать частью мира КХЛ. Но все, что они получат, они должны заслужить!

Мастер-класс от фанов «Лугано»

«АиФ»: – Как известно, вы работали в «Лугано», и фанаты этого клуба, как и вообще швейцарские, считаются одними из лучших по поддержке на трибунах (это пение, перформансы и пиротехника). Сейчас наши болельщики заметно проигрывают по уровню поддержки. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы приблизиться к фанатам «Лугано»?

А. З.: – Фанаты «Лугано» – это и есть шоу! (Смеется). Мы можем пригласить несколько лидеров фан-групп, и они научат, как петь и плясать! Очень интересно, что вы это упомянули. В «Лугано» публика по своему духу ближе к южноевропейской, средиземноморской, и поэтому они очень эмоциональны. Для них игра – это событие, а команда у них в сердце.

«АиФ»: – Могло ли в Швейцарии произойти то, что произошло в Петербурге, когда неправильная политика продажи билетов перед матчами СКА и «Динамо» Рига вызвало следующее – на трибунах не было болельщиков?

А. З.: – Я не знаю, что там произошло, потому что я – тренер. Но нет сомнения, что ваша публика организует сцену, а игроки выходят на эту сцену и играют. И вы, конечно, можете себе представить, что если артист выходит на сцену в театре, и перед ним пустой зал, то у него уже будет не такая мотивация…

«АиФ»: – Не сложилось ли у вас впечатление, что для высшего руководства наш клуб – это инструмент рекламы КХЛ?

А. З.: – У нас очень хорошее руководство. Так уж случилось, что наш президент одновременно и президент КХЛ. Я ни разу не видел ни малейших признаков конфликта интересов, так что все чрезвычайно объективно. Если бы была протекция, то мы оказались бы уже в полуфинале, нашли бы какие-то обходные пути туда попасть. (Смеется). Нет, все же главное – это спортивный результат.

«АиФ»: – Если бы вам предложили купить ненужного команде игрока только из-за его громкого имени, как бы вы поступили?

А. З.: – Трудный вопрос. Потому что всегда нужно смотреть на нужды команды, что команде требуется, чтобы хорошо выступать. В «Лугано» у меня тоже были такие проблемы, когда руководство хотело команду, которая будет хорошо играть, но при этом, чтобы в ней были имена. А две эти вещи не всегда совпадают, поэтому всегда нужно найти какую-то правильную точку равновесия.

Переговоры с Сушинским

«АиФ»: – Останутся ли в команде возрастные игроки, которые бились за наш город, а именно Зубов и Сушинский?

А. З.: – Насколько мне известно, у Зубова есть контракт, а Максим сейчас ведет переговоры. Мне неизвестно, что в итоге произойдет, в конце концов, у нас есть потолок зарплат, но я также знаю, что у этих игроков есть заинтересованность и желание продолжать играть в Петербурге. Мне не удалось еще поговорить с Зубовым, потому что его не было, он приболел, но я разговаривал с Максимом. Мы обменялись мыслями и идеями, и я совершенно не вижу никаких препятствий к тому, чтобы продолжать наше рабочее сотрудничество, которое началось еще два года назад, когда я первый раз приехал.

«АиФ»: – Как вы считаете, почему каждый раз обыгрывая «Ак Барс», мы не можем ничего показать в плей-офф? Неужели нам не хватает настроя и желания?

А. З.: – Прежде всего, надо сказать, что плей-офф – это как отдельный сезон, совершенно новое начало, и это означает иную мотивацию для команд, которые не так хорошо выступили в регулярном сезоне. У Казани неплохо прошел регулярный сезон, но у них есть группа игроков, у которых в марте месяце что-то щелкает в голове и включается режим второй части плей-офф. Но с другой стороны посмотрите на ХК МВД – в этом году они в финале, а в прошлом не прошли даже в плей-офф. Они были терпеливы, внесли некоторые изменения, и это окупилось. Очень трудно найти подходы к плей-офф. Во всех лигах это по-разному. Главное – дать понять ребятам, что это просто период сезона, а не время, когда ты чувствуешь себя под давлением.

Обзор клуба – 360 градусов

«АиФ»: – Прогнозы – дело не благодарное, но раз уж вы заговорили об «Ак Барсе», то скажите кто победит в финале Кубка Гагарина?

А. З.: – Это очень хороший вопрос! В первую очередь, это потрясающий финал, это огромное достижение для КХЛ, потому что самый лучший имидж, который можно себе создать – это показать хороший финал. Конечно, нужно отдать должное Казани из-за их опыта, но ХК МВД – полон сюрпризов. Это будет потрясающая игра, и я очень надеюсь, что лучшая команда победит. Думаю, ХК МВД даст отличный ответ на это, поэтому я не буду делать прогнозов. Я просто хочу посмотреть хорошую игру!

«АиФ»: – Наметили ли вы места проведения сборов, и какой будет план на межсезонье?

А. З.: – Сейчас мы ждем результатов переговоров, которые проводятся с владельцами клуба, и для нас важно утверждение даты начала сборов. На данный момент мы планируем поехать в Финляндию, Швейцарию и, возможно, в горы в Италии, если будет время. А также на 3-4 дня на турнир в Череповец прямо перед началом сезона.

«АиФ»: – С какими вратарями вы намерены вести переговоры, и планируете ли включить в заявку молодых вратарей Горбатенко, Иванникова и Тихомирова, Чугуева?

А. З.: – Переговоры ведутся не только вратарями, но и с другими игроками. Поскольку я работал с молодежной командой, то мне кажется, что мое поле зрение и знание клуба – это 360 градусов. Конечно, хочется увидеть, как молодые игроки растут и раскрываются, потому шансы будут даны тем, кто их заслуживает.

«АиФ»: – В позапрошлом сезоне Ячанов был по статистке одним из лучших вратарей. А в прошлом сезоне он очень мало стоял на воротах. Будет ли Эш основным вратарем снова, и какова судьба Ячанова?

А. З.: – Я думаю, мы рассмотрим возможность изменений. В команде вратарей будет проведена реструктуризация. Эш подписал контракт с минским «Динамо». Что касается Ячанова, это человек, которого хорошо иметь в команде, хороший и опытный вратарь. Максим Соколов – тоже прекрасный опытный вратарь.

«АиФ»: – Будут ли в новом сезоне тактические изменения в игре команды или останется курс Барри Смита (минимум защитников атакующего плана, минимум работы на пятачке противника)?

А. З.: – Нужно всегда принимать ту тактическую линию, которую лучше всего реализует ваш игровой состав. У меня очень гибкий подход, поэтому я буду применять то, что лучше всего подходит для игроков и для команды, чтобы хорошо выступать. Ключевой момент – это иметь команду с очень высоким соревновательным духом, которая может играть эмоциями. Это важно, и люди такие вещи видят.

«АиФ»: – Наверняка, у нас есть телефон Барри Смита. Будете ли поддерживать с ним контакт?

А. З.: – Без вопросов! У него были отличные три года. Из страны он не исчезнет. Отношения будем поддерживать.

«АиФ»: – Кого из игроков НХЛ и КХЛ Вы пригласили бы в команду, если бы была такая возможность?

А. З.: – Малкина, Дацюка - там столько великих игроков… На этот вопрос очень трудно дать короткий ответ, в обеих лигах играет много прекрасных игроков, и у нас здесь в Петербурге играют некоторые из них. И если бы я мог выбирать, я выбрал бы тех, кто играет с разумом, сердцем и мужеством.

«АиФ»: – Считаете ли необходимым привлечение в клуб СКА опытных психологов для работы с командой, особенно ближе к плей-офф? Ведь, как показывается результат прошлых сезонов, упование на один лишь профессионализм все-таки не достаточен.

А. З.: – Очень хороший вопрос. Это такая область, которой никогда не уделяется достаточно внимания. И также это очень индивидуальный момент, несмотря на то, что мы играем в командную игру. Я, конечно, совершенно открыт тому, чтобы этот момент рассмотреть. Но все же, это личный выбор каждого игрока. Навязывать это нельзя.

«АиФ»: – Какое ваше отношение к винтажной форме СКА и хотели бы использовать ее в новом сезоне?

А. З.: – Я очень люблю эту форму. Я даже хочу сделать пол в раздевалке с логотипом. Эта синяя форма похожа на форму клуба «Нью-Йорк Рейнджерс».

«АиФ»: – К нам в редакцию обращаются с вопросом читатели – насколько реально проведение матча между командой и болельщиками?

А. З.: – Я не знаю, насколько это реально. (Смеется). Если только не выбежит на лед толпа гладиаторов (говорит о болельщиках – Прим. ред.)… Думаю, что это прекрасная инициатива. Возможно, нашему отделу маркетинга и пиара стоило бы этим озаботиться.

Поклонник «Торонто Мэйпл Лифс»

«АиФ»: – Какой ваш любимый клуб в НХЛ? И в каком клубе вы бы хотели поработать?

А. З.: – Когда я был ребенком, то лучшим считал клуб «Торонто». Вот это была бы команда моей мечты! Я там вырос. А в Европу уехал в 24 года. Но это по-прежнему большая часть моей жизни. «Торонто Мэйпл Лифс» для меня, это все равно что «Ювентус» для итальянского футбольного фаната и «Зенит» для публики в Петербурге.

«АиФ»: – В течение прошедшего сезона команда неоднократно встречалась в хосписах с больными онкологией детьми. Эта практика будет продолжена? И существовала ли она в других клубах, где вы работали?

А. З.: – Да, разумеется. Потому что я считаю, что в этом случае чрезвычайно важно показать, насколько ты ценишь тот образ жизни, который ты ведешь. Надо посветить время тем людям, которым повезло меньше тебя. Игрокам это помогает правильно смотреть на жизнь. Потому что те моменты, которые мы провели в хосписе, имели большее влияние на игроков, чем на самих пациентов. Это часть моей тренерской стратегии. Нужно по-человечески ко всему относиться. Не должен у тебя быть к жизни подход суперзвезды. Надо ходить ногами по земле и иметь дело с повседневной реальностью.

«АиФ»: – В Швейцарии есть хорошая традиция – после игры хоккеисты благодарят фанатов за поддержку. У нас такого, к сожалению, нет. Игроки, особенно с очень большой зарплатой, не считают своей обязанностью благодарить фанатов, сразу торопятся уйти в раздевалку, не махнув клюшкой трибунам. Как с этим бороться?

А. З.: – Вот тут мы снова говорим об уважении. В швейцарском хоккее игроки, наоборот, этого только и ожидают. Я не знаю, как это было в прошлом сезоне. Может, игроки уходили, потому что испытывали чувство неудовлетворенности от игры. Я со своей стороны приложу все усилия, чтобы игроки осознавали, что они должны показывать свою благодарность. Победил ты, или проиграл – не важно. Перед тобой твои фанаты, твоя публика, часть нашей семьи. Я, конечно, не могу заставить никого махать клюшкой… Но я считаю, что если это станет нашей привычкой, это будет хорошо для всех.

«АиФ»: – Как вы будете выбирать капитана команды? Доверите это коллективу или назначите сами?

А. З.: – Об это я, честно говоря, еще не думал. Если я или тренерский штаб выберем капитана, то основываться это решение будет на человеческих качествах игрока. Разумеется, это должен быть игрок с определенной и важной ролью в команде.

Итальянцы – это те же русские

«АиФ»: – С вашего позволения отойдем от сугубо профессиональной тематики? В Петербурге вы уже не первый год. Расскажите, как проводите свободное время, где живете в нашем городе?

А. З.: – Я живу в центре. А что касается свободного времени, то я много хожу пешком. Потому что здесь феноменальная архитектура! У моего отца было строительное дело. Поэтому у меня в крови – желание рассматривать здания, делать свои наблюдения. Ваш город, это как Венеция, только гораздо больше. Я живу в Картино-де-Ампеция, это всего лишь 1,5 часа езды к северу от Венеции. И я радуюсь, что могу видеть и уникальную Венецию, и уникальный Петербург.

«АиФ»: – Часто ли вам приходится сталкиваться с так называемым русским менталитетом? Какие трудности испытываете?   

А. З.: – У меня отец и мать – итальянцы. Я живу в Италии. Я работаю в Швейцарии (в ее итальянской части). Итальянцы – это те же русские, только на другом языке разговаривают. То же самое! (Произносит эту фразу по-русски – Прим. ред.). Люди очень эмоциональные, с большими сердцами, много работают, и если они преданы чему-то, то умрут за это дело. Мне было очень легко с этой точки зрения тренировать молодежную команду, это было полное «погружение» в Россию, ведь эти ребята никогда не были за границей.

«АиФ»: – В одном из ваших интервью я прочитала, что вы относились к своим подопечным не просто как наставник, а как отец. Откуда идет желание так выстраивать взаимоотношения?

А. З.: – Как это происходит в профессиональном хоккее, мы настолько заворожены окончательным счетом, и все настолько похоже на бизнес, что все становится очень холодным. И когда на этом уровне есть возможность поработать – получается два результата. Разумеется это счет на табло, но также и победа отдельной личности – в плане зрелости, сосредоточенности, в физических, тактических аспектах.

«АиФ»: – Хватает ли у вас времени читать литературу, и есть ли в списке русские писатели?

А. З.: – Я должен признаться, я, наверное, один из немногих людей в мире, который учился в университете, выпустился с дипломом, но при этом старался прочитать как можно меньше! Я этим не горжусь! Мне приходилось сочетать хоккей и учебу в университете. Конечно, мне бы хотелось читать больше. И хотелось бы учить иностранные языки.

«АиФ»: – Кстати, во время нашей беседы вы постоянно вставляете какие-то русские слова, несмотря на то, что рядом с вами сидит переводчик… Вам доставляет это удовольствие?

А. З.: – Я люблю это. (Улыбается).

«АиФ»: – На какой стадии уже в изучении русского находитесь?

А. З.: – Я могу понимать, о чем люди говорят, опираясь на какие-то ключевые слова. Может, даже следовать за чьим-то спором. Конечно, я бы хотел иметь возможность выражать свои мысли.

«АиФ»: – Участвовать в спорах… Это уже виртуозно!

А. З.: – Нет, ну просто следить за беседой…(Улыбается).

«АиФ»: – От игроков вы тоже получаете определенный багаж знаний русского языка?

А. З.: – Абсолютно верно. Вот у моих помощников, у большей части персонала – у них очень ограниченный английский. Поэтому я учу русский. В конце концов, я же в России. Я должен подстраиваться под страну. Но для меня это легко. Я уже 25 лет в Европе.

«АиФ»: – А сколько в общей сложности вы знаете языков?

А. З.: – 3 – английский, французский, итальянский. И собираюсь к списку прибавить еще и русский.

Любитель блинов

«АиФ»: – Какие наши национальные традиции удалось изучить?

А. З.: – Одно – это уж точно. Как хороший итальянец, считаю, что еда здесь прекрасная. Это образ жизни и огромная часть вашей культуры – то как едят в русских семьях. И тоже самое в Италии. Есть - это как дышать.

«АиФ»: – Но вот традиций фаст-фуда у нас нет…

А. З.: – За 2 года в Петербурге мне один раз пришлось поесть в «Макдональдсе». Что касается фаст-фуда, то для меня это «Теремок».

«АиФ»: – То есть вы – любитель блинов?

А. З.: – Да, люблю блины, котлеты, рыбу, курицу. (Перечисляет все это с большим энтузиазмом – Прим. ред.) Все это отличная еда!

«АиФ»: – Как вы боретесь с холодным ветром в нашем городе? Вы же представитель южной страны.

А. З.: – Не забывайте, что я 24 года провел в Канаде, а там – холодно. В те годы, когда я работал в «Лугано», там был очень мягкий средиземноморский климат, пальмы растут. Я провел там 8 лет. И мне очень не хватало снега. А для меня очень важно видеть времена года!

«АиФ»: – Этой-то зимой могли с лихвой наши сугробы наблюдать!

А. З.: – Да, я знаю, что эта зима для всех была очень тяжелой. Я когда на работу добираюсь, то еду на троллейбусе или пешком. А зимой, когда пешком ходил – наслаждался снегопадами.

«АиФ»: – На троллейбусе ездили?! А в пробках никогда не стояли?

А. З.: – Один раз случилось вот что – «рога» троллейбуса отсоединились, и нам всем пришлось выходить и идти пешком. Правда тогда была та часть зимы, которая мне не очень понравилась. (Подразумевает холод – Прим. ред.)

Мобильный Лучано Спаллетти

«АиФ»: – Следите ли за играми «Зенита»?

А. З.: – Я смотрел матч, который «Зенит» выиграл по пенальти у «Амкара» в рамках Кубка России. У меня есть телефонный номер Лучано Спаллетти. Он итальянец, я италоканадец. Я свободно говорю по-итальянски и жду встречи с ним!

«АиФ»: – Тем для обсуждений, думаете, будет много?  

А. З.: – Я очень хочу поговорить с ним. А потом, может, проведем игры – «Зенит» - СКА.

«АиФ»: – Для вас хоккей – это спорт номер один?

А. З.: – Да, без вопросов. Я вырос в Канаде. А там этот вид спорта с большой буквы. Но летом я много играл в футбол, до 22 лет.

«АиФ»: – Как вам кажется, в России какое место хоккей занимает, и что нужно сделать, чтобы возвести его в ранг популярных видов спорта?

А. З.: – Мне кажется, что московский регион – это сердце хоккея. А потом пошло расширение на Восток: Челябинск, Омск…Прежде всего, этот спорт надо сделать более доступным для семей, которые не могут этого себе материально позволить. В Канаде есть такая же проблема. Этот спорт стал спортом среднего и высшего класса. А это сокращает базу для селекции игроков. Один из недостатков хоккея в том, что он дорогой. Для баскетбола и футбола вам потребуется минимум.

«АиФ»: – Знаменитые советские хоккеисты начинали с того, что во дворах в коробках бесплатно играли…

А. З.: – В НХЛ поняли, чтобы развиваться, нужно дойти до уровня корней – популяризовать этот уличный хоккей.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОН-ЛАЙН КОНФЕРЕНЦИИ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах