Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 8 минут
123

«Мона Лиза» российского флота. Что необычного посмотреть в Кронштадте

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 47. Аргументы и факты - Петербург 19/11/2025 Сюжет «Русская Балтика»
Первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» – это памятник мужеству моряков и величию инженерной мысли.
Первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» – это памятник мужеству моряков и величию инженерной мысли. / Бобров Игорь / wikipedia.org

Музей военно-морской славы, расположенный на «Острове фортов», представляет собой передовой музейный комплекс, созданный в рамках масштабного проекта по развитию Кронштадта. Инициатива по преобразованию территории была запущена в 2019 году по поручению президента РФ Владимира Путина. Её цель – гармонично сохранить исторический облик города, повысить его туристическую привлекательность и улучшить качество жизни местных жителей.

За штурвалом ледокола

Отличительная черта нового музея – иммерсивный формат подачи материала, благодаря которому экспозиция становится по-настоящему живой и интерактивной. Визитёры всех возрастов могут не просто наблюдать, а активно взаимодействовать с экспонатами: исследовать палубы старинных кораблей, изучать содержимое ящиков с исторической информацией, вертеть глобусы и перелистывать карты.

А особенно привлекают посетителей симуляционные зоны – например, возможность встать за штурвал ледокола и самостоятельно проложить арктический маршрут или отправиться в виртуальное путешествие по следам знаменитых мореплавателей при помощи интерактивной карты.

Есть и необычные ракурсы: к примеру, гости могут взглянуть на строительство верфей глазами Петра I. Создатели экспозиции уверены – такой подход позволяет глубже погрузиться в исторический контекст и получить разносторонние знания о развитии Военно-морского флота.

Сама экспозиция выстроена хронологически: всё начинается с зала «Сила стихии», где рассказывается о зарождении судостроения и первых морских путешествиях древности, затем идёт последовательное освещение эпохи великих географических открытий, подвигов русских путешественников, истории подводных погружений. Здесь даже есть модель летающего катера! Ну а на втором этаже музея вы узнаете, как происходило становление атомного флота и освоение Арктики в XIX–XX веках.

В центральном атриуме возвышается главный экспонат музея – легендарная первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». Этот корабль не просто технический артефакт: он воплощает целую эпоху в истории отечественного флота, отражая и триумфы инженерной мысли, и горькие уроки, и невероятную стойкость экипажа.

Фото: spb.aif.ru/ Вероника Такмовцева

История знаменитой подлодки началась 9 сентября 1952 года, когда правительство СССР приняло специальное постановление о разработке «Объекта 627». Работы поводили в условиях строгой секретности, ведь речь шла о прорыве в военно-морских технологиях – создании первой советской атомной подводной субмарины.

Однако первоначальный замысел едва не обернулся крахом. Проект предусматривал оснащение лодки гигантской торпедой Т-15: её диаметр достигал полутора метра, длина – 23 метра, а масса – порядка 40 тонн. Увы, у этого оружия обнаружились критические недостатки. Эффективная дальность стрельбы ограничивалась 50 километрами, что недопустимо мало для стратегического оружия. Кроме того, после пуска торпеды лодка получала огромную положительную плавучесть и сильный дифферент на корму – из-за этого она неизбежно всплывала, теряя скрытность.

Перед инженерами встала непростая задача: полностью пересмотреть проект. К работе подключились эксперты Военно-морского флота СССР, и в результате многомесячных расчётов и экспериментов концепция была кардинально изменена. Вместо одной сверхторпеды лодка получила восемь носовых торпедных аппаратов с боезапасом в 20 снарядов, включая атомные боеприпасы.

Одним из ключевых достижений конструкторов стала выдающаяся подводная скорость К-3. Если американская атомная подлодка «Наутилус» развивала лишь 23 узла (примерно 42,5 км в час. – Ред.), а «Сивулф» не мог превысить 20 узлов, то советская субмарина уверенно держала 28 узлов (почти 52 км в час). Это преимущество давало ей серьёзные тактические возможности: быстрее сближаться с целью, уходить от преследования и маневрировать в сложных условиях.

Из-за масштабной переработки проекта сроки строительства сдвинулись. Лодку заложили 24 сентября 1955-го, а на воду спустили через два года. С самого начала её служба превратилась в непрерывный эксперимент – такова участь всех кораблей, открывающих новую технологическую эру.

Шесть кругосветок

«Ленинский комсомол» не только стал родоначальником советского атомного флота, но и служил площадкой для испытаний новых технологий. Экипаж проверял возможности ядерных подлодок: с 1959 года К-3 регулярно совершала походы подо льдами Арктики, в итоге достигнув Северного полюса – беспрецедентное достижение для того времени.

Однако в истории подлодки есть и трагическая глава. 8 сентября 1967 года, возвращаясь с боевого задания в Норвежском море, она пережила катастрофу. В первых двух отсеках вспыхнул пожар, жертвами которого стали 39 моряков. Чтобы предотвратить взрыв торпед, капитан приказал уравнять давление в отсеках, но это привело к распространению отравленного воздуха. Позже выяснилось, что во время планового ремонта один из рабочих заменил медную прокладку в гидравлической системе высокого давления на сделанную из паронита (композитный материал на основе каучука, армированного минеральными наполнителями и волокнами. – Ред.), – это и стало фатальной ошибкой.

Несмотря на трагедию, К-3 оставалась в строю до октября 1987-го. За почти 30 лет службы лодка шесть раз выходила на боевые дежурства, наработала 14 тысяч ходовых часов и прошла 129 тысяч морских миль – расстояние, эквивалентное шести кругосветным плаваниям.

Фото: spb.aif.ru/ Вероника Такмовцева
Фото: spb.aif.ru/ Вероника Такмовцева
Фото: spb.aif.ru/ Вероника Такмовцева

Памятник мужеству

После вывода из состава флота К-3 почти три десятилетия простояла в судоремонтном заводе «Нерпа» в Мурманской области. Лодке угрожала утилизация, но в 2020 году стартовал масштабный проект по её сохранению. Инициаторами выступили «Остров фортов», ВМФ России и «Объединённая судостроительная корпорация».

Перемещение субмарины в Кронштадт стало беспрецедентной логистической задачей.

Изрядно пострадавший от коррозии корпус лодки требовал серьёзной реставрации. Операция проходила в несколько этапов. Сначала К-3 отбуксировали от Зимней пристани Кронштадта к акватории Выборгского судостроительного завода. Затем установили на погружную баржу «Атлант» – единственное в России судно, способное перевезти объект таких габаритов. Закреплённая «мёртвыми якорями» баржа позволила поднять лодку до уровня причала в месте выгрузки.

В терминале «Моби Дик» прямо на борту «Атланта» корпус подлодки распилили на две части – это было необходимо для сухопутной транспортировки. Их выгрузили на самоходные оси и перевезли по улицам Кронштадта к зданию музея. Событие вошло в историю: никогда прежде столь крупное судно (длина – 107,4 м, водоизмещение – 4750 тонн, масса – 2558 тонн) не перемещали по суше. Операция заняла две ночи и потребовала десятков часов подготовки. На пути следования приходилось демонтировать бордюры и светофоры, а затем восстанавливать инфраструктуру.

В здании музея, специально спроектированном для размещения стометровой подлодки, части К-3 вновь соединили. Сейчас внешний корпус полностью отреставрирован. Для того чтобы полностью воссоздать исторический облик субмарины, музейщики по всей стране искали подлинные артефакты с других подлодок.

Как отмечает соорганизатор проекта «Кронштадт. Остров фортов» Марика Коротаева, перемещение К-3 – это не просто инженерный подвиг, но и символический акт: «Мона Лиза» российского флота преодолела свыше двух тысяч километров, чтобы занять своё место в музее. Сегодня «Ленинский комсомол» не просто экспонат – это памятник мужеству моряков и величию инженерной мысли, который будет рассказывать новым поколениям о славной и непростой истории отечественного флота.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5


Самое интересное в регионах